Свяще́нническая тради́ция
Свяще́нническая тради́ция в Пятикнижии, условное обозначение разделов *Пятикнижия, тесно связанных c богослужебной практикой и религиозными обычаями. Впервые Священническая традиция была выделена в 1798 немецким протестантским библеистом *Ильгеном. В 19 в. голландский ученый *Куэнен дал ей название «Священнический кодекс» (Priesterkodex; условное обозначение С, лат. Р). Согласно классической *документарной теории Священническая традиция является самой поздней частью Пятикнижия, сложившейся либо в конце *Плена периода, либо в начале *Второго Храма периода. Однако современная библеистика признает допленное происхождение многих элементов Священнической традиции. Есть основания считать, что они коренятся в древнем *Предании, восходящем ко временам Моисея.
Священническая традиция имеет ряд особенностей, которые отличают ее от других разделов Пятикнижия. Тексты, входящие в эту традицию, написаны строгим, торжественным стилем, лишенным эпической красочности *Яхвиста и *Элохиста и профетического пафоса Второзакония. Священническая традиция изобилует *родословиями, длинными перечнями кланов, городов, местностей. Основной ее корпус составляют обрядовые уставы. Законодательные и нарративные части подчинены идеям *Завета, *богослужения и *святости. Как отмечает *Харрингтон, если во Второзаконии открывается Божественное снисхождение к немощным людям, то в Священнической традиции звучит призыв, обращенный к человеку, – быть достойным святости Сущего. Традиция «священнического кодекса», по всей вероятности, хранилась и передавалась духовенством Иерусалима. В ней господствует идея *теократии. Народ Божий изображается как Община (евр. עדה эда), руководимая священниками. Эта церковная окраска Священнической традиции роднит ее с писаниями *Хрониста. Существует два взгляда на реконструкцию Священнической традиции. Одни авторы рассматривают ее как самостоятельный священный текст, позднее включенный в Тору (см. таблицу), а другие полагают, что она принадлежит последнему редактору Пятикнижия и никогда не существовала в виде отдельного документа. Первое мнение является наиболее распространенным.
Тексты, предположительно относимые к Священнической традиции:
(Быт.1; 2:1–4а; 5:1–28; 6:9–22; 7:6,11, 16а, 18–21; 8:1–2а,3б-5,13а,14–19; 9:1–17,28–29; 0:1–7,22–23,31–32; 11:10–27,31–32; 12:4б-5; 13:6,11б-12а; 16:1а,3,15–16; 17; 19:29; 21:1б,2б-5; 23; 25:7–11а,12–17,19–20,26б; 26:34–35; 27:46; 28:1–9; 29:24,29; 31:18б; 33:18а; 34:1–2а,4,6,8–10,13–18,20–24,27–29; 35:9–13,15,226–29; 36 (РJ); 36:1–2а; 46:5б-27; 47:7–11,27б-28; 48:3–7; 49:1а,28б-33; 50:12–13).
(Исх.1:1–5,7,13–14; 2:23б-25; 6:2–30; 7:1–13,19–20а,21б-22; 8:1–3,11б-15; 9:812; 11:9–10; 12:1–20,28,37а,40–51; 13:12,20; 14:1–4,8–9,15–18,21а,21б-23,26– 27а,28–29; 16:1–3,6–14,16–18,22–28,3136; 17:1а; 19:1–2а; 24:15б-28а; 25–30; 31:1–18а; 34:29–35; 35:40).
Книга Левита целиком.
(Числ.1–9; 10:1–28; 13:1–17а,21,25– 26а,32а; 14:1–2,5–7,10,26–30,34–38; 15; 16:1а,2б-11,16–24,27а,32б,35–50; 17–19; 20:1а,3б-4,6–13,22–29; 21:4а,10–11; 22:1; 25:6–18; 26; 27–31; 32:19,28–33; 33–36).
(Втор.4:41–43; 32:48–52; 34:1а,3–9).
Пятикнижие, относящееся к Священнической традиции, начинается с величественной картины *Шестоднева, которая завершается заповедью о субботе. Генеалогические схемы связуют 3 этапа Завета: Заветы с Ноем, с Авраамом и с Моисеем. Причем Бог в первом Завете именуется Элохим, во втором – Эль Шаддай, а в третьем – Яхве (см. статью *Имена Божьи). Если в Быт., Исх., Числ. и Втор. Священническая традиция включена в виде вкраплений, то Лев. целиком принадлежит этой традиции. Следует отметить, что Священнической традиции менее других традиций Пятикнижия свойственны *антропоморфизмы. Она постоянно подчеркивает святость и непостижимое величие Божества.
● См. в статье *Пятикнижие.