прот. Александр Мень

Источник

Псалти́рь

Псалти́рь, каноническая книга Библии, входящая в состав *Учительных книг Ветхого Завета. Ее евр. название תהילים, техили́м, славословия, в *Септуагинте было заменено на ψαλτήριον (от названия струнного инструмента, псалтири). В некоторых греческих манускриптах она именуется Псалмой (Псалмы). Псалтирь содержит 150 молитвословий-псалмов, написанных стихами (в греческом переводе добавлен 151-й псалом).

Значение Псалтири. Из всех книг Ветхого Завета Псалтирь является наиболее читаемой в христианском мире. Она была обычно первой книгой Ветхого Завета, которая переводилась на иностранный язык. В древней Руси Псалтирь была не только храмовой, но и настольной книгой для чтения. По ней учились грамоте и основам веры многие поколения. Свт.*Афанасий Великий говорил о Псалтири: «Я думаю, что в словах сей книги измерена и описана словом вся жизнь человека, все его духовное расположение, все движения его помыслов» (К Марцеллину). Действительно, Псалтирь сосредоточила в себе многовековой религиозный опыт ветхозаветной Церкви; она содержит богатейшую гамму чувств и мыслей. Через весь сборник проходят темы священной истории, в нем звучат голоса *пророков, *мудрецов, служителей Храма, которые славят Господа и Его спасительные деяния, взывают о помощи, размышляют над судьбой человека и Законом. Нет ни одной традиции Ветхого Завета, которая не нашла бы отражения в Псалтири, но главное в ней – хвала Богу-Спасителю. В ней выражена любовь к Сущему, переполняющая души псалмопевцев.

Псалмы – это Слово Божие и ответ на него веры, которая побеждает все испытания. Сам Христос молился словами Псалтири (см. Мф.27:46); псалмы стали первой богослужебной книгой христианской Церкви, начиная с апостольских времен. На протяжении многих веков псалмы находили и находят бесчисленных читателей, служа источником утешения и надежды, радости и молитвенных размышлений. По словам свт.*Василия Великого, «книга Псалмов объемлет все, что представляют собой все другие священные книги» (Беседы на Псалмы. Предисловие). Псалтирь очень часто прилагается к изданиям Нового Завета как своего рода компендиум Ветхого Завета.

Содержание Псалтири. Псалмы насыщены высоким богословским содержанием. Они говорят о Сущем, Который являет Себя в мироздании и в истории человечества. Он не только единственный, Кто обладает бытием и дарует его твари; Он постоянно творит, постоянно осуществляет Свои вселенские замыслы. Чувство всеприсутствия Божьего изливается в ликующих строках славословий и благодарственных гимнов (Пс.8,64,103,144,148 и др.). Псалмопевцы исповедуют Бога единственным своим Царем, единственным Властителем вселенной. Ему подчиняются силы природы, ангельские сонмы; Он побеждает тьму и ведет мир к полноте Своего Царствования (Пс.28,66,95,98,112,114).

Немалое место в Псалтири занимает *история спасения. Единый и истинный Бог начинает осуществление Своего плана через Израиль. Он создает его и этим накладывает на избранных высокую ответственность. Но Израиль многократно оказывается недостойным и немощным орудием замыслов Божьих. Этой слабости человека противостоит непреложность путей Господних. Вспоминая о милости Божьей, явленной народу Божьему, один из псалмопевцев, подобно пророкам, говорит от лица Господня: «О, если народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями!» (Пс.80:14). Многие псалмы проникнуты духом глубокого покаяния (Пс.50) и веры в то, что малодушие людей покроется любовью и прощением Господа (например, Пс.76,84,117,125,136,147 и др.).

Псалтирь тесно связана с храмовым богослужением (об этом, в частности, говорят надписания псалмов; см. ниже). Многие псалмы посвящены небесному заступничеству, которое простирается над Иерусалимом как средоточием *Откровения (Пс.45,47,75). Храм и Сион становятся *прообразом Вселенской Церкви, которая объединит все народы (Пс.86). В то же время псалмопевцы, как и пророки, утверждают, что обряды без чистого сердца и доброй воли – ничто. Бог не нуждается в жертвах. Культ есть лишь выражение веры, которая должна проявляться в человечности (Пс.49,74,81, 102).

Жертва Богу дух сокрушенный;

сердца сокрушенного и смиренного

Ты не презришь, Боже.

(Пс.50:19)

Хотя Псалтирь возвещает универсальную власть Творца, она недвусмысленно говорит о свободном выборе человеком своего пути. Тема выбора, тема двух путей, противостояния верных и нечестивых (евр. רשעים, решаи́м) – одна из важнейших в Псалтири (Книга и открывается псалмом, посвященным этому противостоянию.) В конечном счете нечестивые пожинают горькие плоды греха в своем потомстве, но в силу долготерпения Божьего и как залог свободы выбора им нередко дается земное благополучие. Этот факт заставляет псалмопевцев размышлять над тайной судьбы человеческой, что сближает ряд псалмов с Книгой Иова.

В целом ряде псалмов в необычайно сильных выражениях говорится о страдании праведника. Его муки рисуются со всей обнаженностью и остротой, без малейшей смягчающей «поэтизации».

Ибо исчезли, как дым, дни мои,

и кости мои обожжены, как головня.

Сердце мое поражено, и иссохло, как трава,

так что я забываю есть хлеб мой.

От голоса стенания моего

кости мои прильпнули к плоти моей.

(Пс.101:4–6)

Но скорбные псалмы кончаются нотой упования. Отчаявшийся человек обретает в своем Господе Спасителя и Утешителя (Пс.3,7,10,12,15 и др.). Человек веры ищет не только даров Божьих, заступления и помощи; он жаждет богообщения как подлинного источника жизни; Господь для него – Возлюбленный, к Которому устремлено его сердце.

Как лань желает к потокам воды,

так желает душа моя к Тебе, Боже!

Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому...

(Пс.41:2–3)

Поэтому и Закон Божий воспринимается псалмопевцами не как система внешних запретов и повелений, а как неисчерпаемый источник, из которого можно пить без конца и о котором можно размышлять день и ночь. Жить в Законе значит пребывать с Господом (Пс.1,18,118). Любовь к Его Закону озаряет земной путь человека светом небесным.

Вершиной духовных чаяний, отраженных в Псалтири, являются мессианские пророчества и прообразы (см. ниже).

Структура Псалтири и вопрос о ее авторах. Как указывают отцы и учители Церкви (*Ориген, свт.*Иларий, свт.*Епифаний и другие), в древности Псалтирь была разделена на 5 частей по образцу Пятикнижия: а) Пс.1–40; б) Пс.41–71; в) Пс.72–88; г) Пс.89–105; д) Пс.106–150. Первые две части именуются в самой Библии «молитвами Давида, сына Иесеева» (Пс.71:20), хотя в них включены 11 псалмов Асафа, 3 псалма сынов Кореевых, 1 Иемана и 1 Ефама. В библейской науке вторую часть Псалтири принято называть «Элохистической Псалтирью» по частому употреблению имени Бога «Элохим» (см. статью *Имена Божьи).

Объем и счет псалмов в еврейской Библии не совпадают с принятыми в Септуагинте и Вульгате (а также в русской Библии). Эта разница обусловлена тем, что в указанных переводах 9 и 10 псалмы слиты в один (Пс.9), 114 и 115 слиты в один (Пс.113), 116 разделен на 114 и 115, а псалом 147 разделен на 146 и 147. (В брюссельском издании *синодального перевода принята двойная нумерация псалмов.)

Существовало раввинистическое предание, согласно которому все псалмы были написаны Давидом. Блж.*Иероним и свт.*Иларий Пиктавийский считали это предание ошибочным. В *Пешитте авторы псалмов вообще не указаны. В еврейском тексте 73 псалма надписаны לדוד, «ле-дави́д» (в русском переводе: «Давидовы»), 25 псалмов надписаны именами храмовых певцов (сынов Кореевых, Асафа, Ефама), 2 псалма – именем Соломона, а один – Моисея. Для 50 псалмов автор вообще не указан.

Вопрос об *атрибуции псалмов связан не столько с их надписаниями, сколько с характером их содержания, поскольку в древности *авторство понималось довольно широко. Многие псалмы, именуемые «Давидовыми», имеют в виду *«жизненный контекст» последавидового времени. Так, (Пс.10) говорит о Храме; то же самое находим и в (Пс.26:4; 27:2; 28:9; 67:30). В псалме 50 звучит надежда на возрождение Иерусалима, что указывает на составление псалма или его концовки в *Плена период. Следовательно, надписание «Давидов» не всегда является прямым указанием на автора псалма. Вопрос об авторстве и датировке псалмов до сих пор считается в библейской *исагогике дискуссионным. Но сам этот вопрос не имеет отношения к духовной ценности и *боговдохновенности Псалтири как неотъемлемой части Священного Писания.

Изучение Псалтири началось еще в святоотеческий период. В своих комментариях отцы Церкви останавливались главеным образом на богословском и особенно мессианском значении псалмов. Хотя мнение о том, что Давид был автором всей Псалтири, многими св. отцами отвергалось, они не ставили под сомнение принадлежность 73 псалмов царю-псалмопевцу. Исключение представляли собой взгляды *Феодора Мопсуестского, который считал, что установить авторов Псалтири вообще невозможно и что часть ее могла появиться в маккавейское время. В 17 в. *Спиноза и *Ньютон высказали предположение, что псалмы были собраны и разделены на 5 книг при Ездре. Из русских экзегетов это мнение защищал прот. Н.*Вишняков (1875). Взгляды Феодора Мопсуестского были возрождены немецким библеистом Фогелем (1767).

В 19 в. шла дискуссия между толкователями, ставившими акцент на мессианском, прообразовательном смысле Псалтири (*Хенгстенберг, *Юнгеров и другие) и либеральной школой, которая рассматривала Псалтирь только в историческом контексте. Сторонники либеральной школы стремились доказать, что Псалтирь не имеет отношения ни к Давиду, ни вообще к *допленному периоду, а отражает жизнь общины *Второго Храма периода. Это направление достигло кульминации в работе *Дума (1899), который датировал большинство псалмов маккавейским временем. В *русской библеистике подобный взгляд был развит Н.М.*Никольским (1908).

Перелом в исследовании Псалтири связан с работами *Гункеля (1904, 1926). Гункель продолжил работу *Де Ветте по классификации псалмов, предложив отказаться от поисков в псалмах указаний на точную дату и сосредоточиться на их содержании. Он создал классификацию псалмов по их литературным *жанрам (гимны, молитвы, благодарения) и установил новый подход к изучению псалмов. Этот подход выдвигал на первое место не личность псалмопевца, а ту традицию, к которой он принадлежит. Гункель утверждал, что Псалтирь – голос не отдельного поэта, а всей ветхозаветной Церкви; молитвы псалмопевцев – это прежде всего общинные молитвы, даже тогда, когда они написаны от лица одного человека. Гункель пришел к выводу, что т.н. «царские», мессианские, псалмы возникли до Плена. Важным доказательством допленного происхождения Псалтири является почти полное отсутствие в ней учения о воскресении мертвых и посмертном воздаянии, которое начало распространяться с 4–2 вв. до н.э. Однако Гункель сохранил старое предположение о том, что пророки были антагонистами культа, и видел в Псалтири развитие пророч. идей.

Важный корректив этому подходу дал *Мовинкель (1921–1924, 1951), который доказал храмовый характер Псалтири и отнес большую часть псалмов к царской эпохе. Мовинкель связал псалмы о Царстве Божьем с осенним праздником, когда славился Господь как Царь мира («интронизация Яхве»). Специфику этого праздника ученый определил путем сравнения с торжеством в честь «воцарения божества» у древних народов. Вопрос о жанрах Псалтири был исследован *Вестерманном (1953, 1965). В настоящее время в западной экзегетике преобладает мнение, что основа Псалтири восходит к Давиду.

Формирование Псалтири. Поэтические славословия и гимны возникли еще до Давида, на заре ветхозаветной истории. Народ Божий издавна имел обыкновение выражать свои чувства и веру в песнопениях и стихах (см. Исх.15; Суд.5; 1Цар.2:1–10). Царь Давид сочетал военные и политические таланты с поэтическим гением. Об этом свидетельствует его элегия на смерть Саула (2Цар.1:19 сл.) и псалом спасения (2Цар.22:2 сл.), вошедший в Псалтирь (Пс.17). Величественные, отмеченные архаизмом образы многих псалмов вполне могут указывать на авторство Давида, что косвенно подтверждает их сходство с древней ханаанской поэзией (например, Пс.28). Какие псалмы принадлежат самому Давиду, точно установить едва ли возможно (по мнению прот.*Князева, это Пс.109,23,131,50). Надписание «Давидов», по аналогии с гимнами *Угарита, может означать, что они пелись для царя или в присутствии царя из дома Давидова. Упомянутые в псалмах сыны Кореевы и Асаф были руководителями храмовых хоров и оркестров. Их имена указывали на среду, в которой сформировалась Псалтирь. Структура Псалтири показывает, что книга складывалась на протяжении долгого времени, пополнялась новыми псалмами, расширяясь в эпоху Плена (см. Пс.136).

По-видимому, 5 книг Псалтири возникли примерно в той последовательности, какую они имеют в нынешней Библии. Наиболее ранним разделом были «молитвы Давида». Затем сформировалась «Элохистическая Псалтирь», которая пополнялась вплоть до 2 в. до н.э. Сравнение Псалтири с *Кумранскими псалмами показало, что в маккавейское время в Псалтирь входили не новые тексты, а древние псалмы. Псалмы Соломоновы (см. статью *Апокрифы), написанные около 63 до н.э., уже не были включены в Псалтирь, а следовательно, полный корпус канонических псалмов был уже кодифицирован. Это произошло не позднее 100 до н.э.

Надписания псалмов. Кроме имен авторов и указаний на повод составления псалмов (напр., Пс.3), в Псалтири существуют указания для певцов и музыкантов. Они не всегда могут быть расшифрованы. Так, считается, что слова «при появлении зари» (Пс.21) означают, по- видимому, что псалом должен петься на мотив традиционной утренней песни. Аналогичным образом объясняется надписание (Пс.56). Слова «на гефском орудии» (Пс.38) могут указывать на филистимский инструмент или мелодию. Слово «аламоф» (Пс.45) связано с исполнением псалма женским хором (от евр. עלמה, алма́, молодая женщина или девушка). Музыкальные паузы в Псалтири отмечены еврейским словом סלה, села́ (опущенным в синодальном переводе).

Виды псалмов. Классификация Псалтири может производиться по содержанию псалмов (см.выше) или по жанрам. Первый тип классификации опирается на основную тему того или иного псалма (творение, священная история, Закон, Премудрость, Царство Божье, *мессианизм); второй способ классификации, введенный Гункелем, исходит из формальных жанровых признаков (гимны хвалы, общинные плачи, индивидуальные плачи, царские псалмы, паломнические песни и т.д.). Существует особый вид псалмов, в которых звучат призывы к Богу обрушить кары на врагов. Эти «псалмы проклятий» в жанровом отношении восходят к инвективам древневосточной поэзии. Они отражают ту ступень нравственного сознания, которая впоследствии преодолевается духом Евангелия. Богословский смысл указанных псалмов (например, Пс.138) связан с глубокой верой псалмопевцев в нравственный миропорядок. Они уповали, что Суд Божий посрамит насильников, тиранов и угнетателей. Попирающий справедливость был для них врагом Божьим.

Царские, или мессианские, псалмы. Весть о спасении является важнейшим содержанием Псалтири. Сотериологический смысл имеет (Пс.17) – один из древнейших Давидовых псалмов. Царь является как бы представителем и олицетворением народа, который взыскует спасения Божьего. В то же время идеальный Сын Давидов, истинный Помазанник, является в Псалтири Сыном Самого Бога (Пс.2). Он будет Владыкой народов, которые придут поклониться Ему (Пс.71:11). Его Царство будет вечным (Пс.131). Через Него, как потомка не только Давида, но и Авраама, благословятся все племена земные (Пс.71:17.Ср. Быт). Его воцарение будет полной победой над всеми враждебными силами (Пс.109). Как Вождь и Ходатай, Он соединит в Себе царское и первосвященническое служение (Пс.109:4).

Этот образ Мессии, который проступает за земным образом монарха, сближается с образом страждущего *Служителя Господня (ср. Ис.53). Прежде чем Мессия воцарится, устанавливая Царство Божье, Он будет уничижен и пройдет через страдания (Пс.88:45). Он будет взывать к Господу, и Тот воздвигнет Его (Пс.21, словами которого молился Христос на кресте). Сам Спаситель ссылается на царские псалмы как на пророчество о Его служении миру. Объясняя (Пс.109), Он указывает, что Мессия безмерно больше земного царя, даже такого, как Давид (Мф.22:41 сл.). Мессианизм Псалтири является кульминацией ее сотериологии, как и сотериологии всего Ветхого Завета.

Псалтирь в богослужении и в христианской литературе. Родившись как богослужебная книга, Псалтирь занимала центральное место в богослужении Ветхого Завета, особенно в *междузаветный период, когда она была уже канонизирована. Некоторые псалмы были приурочены к праздничному ритуалу (в частности, к Пасхе). Такое же важное место занимают псалмы в христианском богослужении. Значительная часть Всенощного бдения состоит из псалмов («Предначертательный псалом», «Блажен муж...», антифоны на «Господи воззвах», шестопсалмие, *кафизмы, Полиелей, Часы); включены псалмы и в Литургию (Пс.102,145).

Еще в ветхозаветное время псалмопевцы заимствовали отдельные тексты у своих предшественников (см. статью *Параллельные места в Библии). В духе псалмов составлялись тексты междузаветного времени (Псалмы Соломона, Кумранские гимны). В *Песни Богородицы и *Песни Захарии есть реминисценции из Псалтири. Существовало множество поэтических парафразов из Пс. (напр., *Симеона Полоцкого, *Ломоносова и др.; см. *Литературно-художественная интерпретация Библии).

Русские переводы (кроме синодального): *Аверинцева, *Горского-Платонова, *Никольского М.В., *Павского; см. также новые переводы псалмов, «Вестник РХД», 1982, №136.

Святоотеческие комментарии: см. в творениях блж.*Августина, свт.*Амвросия Медиоланского, прп.*Анастасия Синаита, свт.* Василия Великого, свт. *Григория Нисского, *Диодора Тарсийского, *Евсевия Кесарийского, свт.*Иоанна Златоуста, свт.*Ипполита Римского, *Кирилла Александрийского, *Оригена, *Проспера Аквитанского, блж.*Феодорита Киррского.

● *Амфилохий (Сергиевский), Древнеславянская Псалтирь Симоновская до 1280, сличенная по церковно-славянскому и русскому переводам с греческим текстом и еврейским, М.,1881; Андреев В.А., Псалтирь. Ее содержание, изложение и состав, М.,1915; митр.*Арсений (Москвин), Толкование на первые 26 псалмов, К.,1873; Бернфельд С., Псалмы, ЕЭ, т.13; Богословский П., Псалтирь как священно-художественное произведение, «Странник», 1904, №11; Боголюбский М.С., Замечания на текст Псалтири по переводу 70-ти и славянскому тексту, ЧОЛДП, 1872, №4,5,7,8, 1873, №4,7,11, 1874, №3,7,10, 1875, №12, 1877, №4, 1878, №5–6; прот .Вишняков Н.П., О происхождении Псалтири., СПб.,1875; *Воронцов Е., Псалом 2 и пророчество Нафана, ВиР, 1907, №15; *Гильтебрандт П.А., Справочный и объяснительный словарь к Псалтири, СПб.,1898; свящ.*Глаголев А., Псалтирь, ТБ, т.4; [*Глубоковский Н.] О значении надписания псалмов Lamnazzlach, ЧОЛДП, 1889, кн.12; Григорьев И., Библейские псалмы и древневавилонские гимны, ПС, 1911, №3; Грузинцев К., Учебный словарь к Часослову и Псалтири церковно-славянского языка, М.,1887; еп. Дмитрий (Вознесенский), Псалтирь-протолкованная, Харбин, 1941; *Евфимий Зигабен, Толковая Псалтирь, пер. с греч., К.,19073; Зусьман Н., Объяснение псалма 15-го, ПС, 1866, т.II; его же. Объяснение псалма 44-го, ПС, 1866, т.ІІІ; его же, Опыт объяснения 39 псалма, ПС, 1872, т.ІІІ; архиеп.*Ириней (Клементьевский), Толкование на Псалтирь, М.,1903; *Ириней (Орда) Х.М., Руководственное пособие к пониманию Псалтири, К.,1882; *Казанский П.И., Изъяснение шестопсалмия, М.,1894; *Карташев А.В., Толкование 67 псалма, ПМ, 1947, вып.5; *Муретов М.Д., К толкованию текста «творяй ангелы Своя духи», БВ, 1902, т ІІІ, №10; *Некрасов А., Предсказания о Мессии в псалмах царя Давида, ПС, 1900, №12, 1901, №3; еп.*Никанор (Каменский), Изображение Мессии в Псалтири, Каз.,1901; *Никольский Н.М., Царь Давид и псалмы, СПб.,1908; его же, Следы магической литературы в книге псалмов, «Труды Белорусского Государственного Университета», Минск, 1923, №45; прот.*Павский Г.П., Обозрение книги Псалмов, СПб.,1814; еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на псалмы, Вятка, 18742; Пархомович А.М., Объяснение главнейших обетований и пророчеств о Мессии – Иисусе Христе, содержащихся в Пятикнижии и Псалтири, Кишинев, 1894; *Полотебнов А.Г., Мессианское значение типологических псалмов, по Генгстенбергу, М.,1872; [Репьев А.И.] Объяснение Пс.XV, ПС, 1866, №5; *Рыбинский В.П., К изъяснению Псалтири, ТКДА, 1901, №12; Спасский П.Н., Общедоступное объяснение псалмов, наиболее употребительных при богослужении, Новгород, 1886–1890, вып.1–3; С.С., Опыт гомилетического толкования 136 псалма, ЧОЛДП, 1889, кн.4; *Тихомиров П.В., К переводу и истолкованию Пс.14,4, БВ, 1904, т.ІІІ, №10; *Троицкий Н.И., Псалтирь. Последовательное изъяснение слав. текста, Тула, 1904–1908; *Успенский Н.Д., Псалмы, МЭ, т.4; архим. Феогност, Некоторые замечания о надписании псалмов, ЖМП, 1954, №12; еп.*Феофан (Говоров), Псалом сто-осьмнадцатый, истолкованный еп. Феофаном, М.,1880; его же, Псалмы первый, второй и пятьдесят первый, истолкованные, М.,1897; митр.*Филарет (Дроздов), Толкование второго псалма, БТ, сборник, посвященный 175-летию ЛДА, М.,1986; *Юнгеров П.А., Вероучение Псалтири, Каз.,1897; его же, Происхождение Псалтири, ПС, 1906, №6; Anderson A., Psalms Babylon, Toronto, 1972; Beauchamp P., Psaumes nuit et jour, P.,1980; Deissler A., Die Psalmen, Düss., 1966–1969, Bd.1–3; *Kraus Н.J., Psalmen, Bd.1–2, Neukirchen-Vluyn, 1972; Mannati M., Pour prière avec les psaumes, P.,1975; Martin-Achard M., Approche des Psaumes, Neuchâtel, 1969; Sabourin L., The Psalms: Their Origin and Meaning, Staten Mand (N.Y.),1969; Rondeau M.J., Les commentaires patristiques du Psautier, P.,1985; прочую библиографию см. в JBC, v.1; NCCS; NCE v.11, p.435–439; RFffi, t.1; PCB; RGG, Bd.5, S.672–688; а также в статьях: *Комментарии библейские; *Толковые Библии; *Учительные книги.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle