Прозели́ты
Прозели́ты (προσήλυτος – пришедший, новообращенный), греческое наименование лиц, обратившихся из язычества в *иудейство. Термин этот употреблен в *Септуагинте для передачи еврейского слова גרים, гери́м, пришельцы.
Поскольку в *допленный период, в силу исторических условий, ветхозаветная религия должна была развиваться в строго национальных рамках, случаи обращения язычников были довольно редки. Библейская традиция особенно выделяет хананеянку Раав, моавитянку Руфь, сирийца Неемана. Однако Закон предусматривал защиту Прозелитов (например, Исх.22:21; 23:9; Числ.15:15 и др.), из чего явствует, что они составляли определенную часть населения.
С одной стороны, *универсализм пророческой проповеди подготовил Израиль к мысли о необходимости возвещать Слово Божье языческим народам (см. Ис.42:6), а с другой – духовные поиски язычества создали предпосылки для прозелитизма. Но как массовое явление он заявил о себе лишь в эллинистический период. Распространению прозелитизма способствовала иудейская *диаспора в странах греческого языка. «Наши законы, – писал *Филон Александрийский, – привлекают к себе всех: варваров, иноплеменников, греков, обитателей материка и жителей островов, на Востоке, Западе и в Европе». Если эти слова и содержат известное преувеличение, несомненно, рост числа Прозелитов был достаточно велик, что создавало проблемы как в языческом обществе, так и в иудействе.
Римские императоры несколько раз издавали законы против прозелитизма, против него вели полемику Тацит, Сенека и другие писатели. В самой ветхозаветной общине мнение относительно Прозелитов разделилось. Если школа книжника Шаммая относилась к ним отрицательно, то школа Гиллеля приветствовала обращение язычников. По свидетельству Христа Спасителя, многие фарисеи обходили моря и сушу в поисках новообращенных (Мф.23:15). Знатокам Закона пришлось создать классификацию Прозелитов в зависимости от степени их вхождения в общину. Существовали:
а) «Прозелиты праведности», те, кто полностью принял Закон, прошел через обрезание, священное омовение (евр. טבלה, тевила́) и принес жертву (т.н. «полные Прозелиты»);
б) «Прозелиты врат», те, кто лишь частично входил в общину и, приняв веру в Бога, обязывался соблюдать т.н. «Ноевы заповеди» (невкушение крови и т.д.);
в) «боящиеся Бога», те, кто, оставаясь вне иудейской общины, разделял с ней веру в единого Творца и грядущего Спасителя.
Книжники разработали сложные правила для испытания и приема неофитов, а также правовой статус Прозелитов. Прозелиты явились той прослойкой внеиудейского мира, которая раньше других откликнулась на евангельскую проповедь (см. Деян.10:1 сл., 13:43 и др.). Т.о., прозелитизм сыграл заметную роль в деле распространения христианства в 1 в.
● Прот.*Буткевич Т., Язычество и иудейство ко времени земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Харьков, 1887; *Гольцман О., Падение иудейского государства, М.,1899; *Зарин С.М., Иудействующие, ПБЭ, т.7, с.554–557; Прозелиты, ЕЭ, т.12; Розенсон М., Прозелитизм по еврейскому вероучению, пер. с евр., Вильна, 1875; *Рыбинский В.П., Религиозное влияние иудеев на мир языческий, К.,1898; Семенов И.М., Иудеи и греко-римский мир во втором веке христианской эры, «Московский университет. Отдел историко-филологический Ученые записки», М.,1905, т.34; *Терновский С.А., Иудеи рассеяния и их религиозная пропаганда, ПС, 1881, т.1; Светлов Э. (прот. А.Мень), На пороге Нового Завета, Брюссель, 1983; [*Эдершейм А.] Приготовление к Евангелию, ХЧ, 1885, ч.I-II; иностранную библиографию см. в книге: *Jeremias J., Jerusalem zur Zeit Jesu, Gött, 1962 (англ. пер.: Jerusalem in the Time of Jesus, L.,1969); *Schürer E., Geschichte des jüdischen Volkes im Zeitalter Jesu Christi, Hildesheim, 1964 (англ. пер.: А History of the Jewish People in the Time of Jesus, N.Y.,1961), и в NCE, v.11; см. также статьи: *Второго Храма период; *История библейская, *Универсализм.