Прему́дрости Соломо́на Кни́га
Прему́дрости Соломо́на Кни́га, *неканоническая книга Ветхого Завета, входящая в число *Учительных книг. Принадлежит к циклу *«Соломоновых писаний». Написана стихами на греческом языке. Содержит 19 глав.
Авторство, время и место написания. Хотя заглавие книги приписывает ее Соломону, очень рано была признана условность этой *атрибуции. Так, во 2 в. составитель *Мураториева канона считал, что Прем. была написана «в честь Соломона», а блж.*Иероним отмечал в стиле книги черты, «свойственные греческому красноречию». *Климент Александрийский, *Тертуллиан и свт. Киприан Карфагенский принимали авторство Соломона; но против него свидетельствует не только язык Прем. (она могла быть и переводом); автор, несомненно, знаком с греческой философией, в частности, с популярным эпикурейством (Прем.2:1–9). Он исповедует неизвестную во дни Соломона веру в блаженство праведников после смерти (см. статью *Посмертное бытие). Термин «познание» (см. статью *Знание) писатель употребляет не в библейском, а в античном его значении (Прем.7:17–21).
Некоторые экзегеты приписывали Прем. *Филону Александрийскому, но очевидно, что книга менее пропитана эллинством, чем творчество александрийского богослова. По единодушному мнению современных библеистов, Прем. была написана в середине 1 в. до н.э. одним из мудрецов александрийской Диаспоры. Имя Соломона поставлено им в заглавии, чтобы подчеркнуть свою связь с традицией *хокмических писаний, идущей от Соломоновых времен.
Содержание и композиция. Книга представляет собой большую поэму, распадающуюся на 3 части: апологетическую (Прем.1–5), посвященную Премудрости Божьей (Прем.6–9) и говорящую о смысле священной истории (Прем.10–19).
а) В 1-й части писатель выступает против «неправо умствующих», тех, кто отрицает Промысл и воздаяние. Они спешат насладиться благами жизни, ради чего готовы попрать справедливость и милосердие. «Случайно мы рождены и после будем как небывшие», – говорят они (Прем.2:2). Они смеются над праведником, который страдает от их притеснений, ибо не верят в справедливость Божию. Возражая им, автор говорит о конечном торжестве тех, кто возлюбил Бога. Страдания были для них лишь горнилом испытания; «надежда их полна бессмертия» (Прем.3:4). Но почему существуют в мире зло и смерть? Отвечая на этот вопрос, автор Прем. пишет:
Бог создал человека для нетления
и соделал его образом вечного бытия Своего;
Но завистью диавола
вошла в мир смерть,
и испытывают ее принадлежащие к уделу его.
Для праведного, для любящего Бога смерти нет. Он пройдет через ее врата к вечной радости и свету. Напротив, надежда нечестивого «исчезает, как прах, уносимый ветром».
б) 2-я часть есть гимн во славу Божественной Премудрости. Как отмечал *Тураев, в книге Премудрость почти ипостасируется. Она представлена высшим творческим Началом («художницею», Прем.7:21). Она исходит от Самого Создателя.
Она есть дыхание силы Божией
и чистое излияние славы Вседержителя...
Она есть отблеск вечного света
и чистое зеркало действия Божия
и образ благости Его.
Она – одна, но может все,
и, пребывая в самой себе, все обновляет,
и, переходя из рода в род в святые души,
приготовляет друзей Божиих и пророков.
(Прем.7:25 сл.)
Иными словами, Божественная Премудрость воплощает замыслы Творца в мироздании и одновременно открывает Его волю в людях. Эта воля непостижима для смертного (Прем.9:17), но через Премудрость она становится ведомой человечеству. 2-я часть Прем.показывает, что ветхозаветная мысль в своем развитии приближалась к Тринитарной тайне.
в) 3-я часть обозревает историю спасительных деяний Господних. Вероятно, она написана в период преследования иудеев со стороны язычников. Автор утешает гонимых, напоминая о победоносной борьбе Моисея против фараона. Сам Господь охранял ветхозаветную Церковь, озаряя ее светом в Египте, когда вся страна была залита мраком.
Как показали многие экзегеты (в т.ч. *Глубоковский), влияние Прем. ощущается у апостола Павла. Она служила как бы мостом между богословием Ветхого и Нового Завета. Несмотря на почти классический греческий язык книги, в целом она сохраняет дух и учение библейские традиции.
Древнехристианское *богослужение не включало чтения Прем. Но в настоящее время в Русской Православной Церкви принято читать *паремии из этой книги за Всенощным бдением ряда праздников.
● *Глубоковский Н.Н., Благовестие св. апостола Павла по его происхождению и существу, СПб.,1910, т.2; Книга Премудрости, «Символ», 1987, №17; Поварнин С., Александрийская религиозная философия, ЕЭ, т.7; *Поспехов Д., О книге Премудрости Соломоновой, ТКДА, 1862, №1,10,11, 1863, №5; его же, Книга Премудрости Соломона, ее происхождение и отношение к иудейско-александрийской философии, К. 1873; Тычинин П., Премудрости Соломона книга, ЕЭ, т.12; *Якимов И., О происхождении книги Премудрости Соломоновой, ХЧ, 1887, №2; Beaucamp E., La sagesse et le destin des élus, P.,1957 (англ. пер.: Man’s Destiny in the Books of Wisdom, Staten Island (N.Y.), 1970); *Rad G, von, Wisdom in Israel, L.,1972; Winston D., The Wisdom of Solomon, Garden City (N.Y.), 1979; прочую библиографию см. в JBC, v.1; NCE, v.14; RFIB, t.1 и в статьях: *Второго Храма период; *Диаспора; *Мудрецов писания; *Учительные книги.