прот. Александр Мень

Источник

Правосла́вная библеи́стика

Правосла́вная библеи́стика, изучение и толкование Библии в традиции Православной Церкви. История Православной библеистики распадается на три основных периода: святоотеческий, средневековый и новый.

Святоотеческий период стал основополагающим для формирования принципов Православной библеистики. (см. ниже). В то же время труды св. отцов по Священному. Писанию являются общим наследием для православных и для католиков (о характере святоотеческой экзегезы см. в соответствующей статье). Хронологические рамки периода определяются в богословии по-разному. Большинство считает концом его 5 в., но некоторые историки (например, *Филарет Гумилевский) расширили его границы до 15 в.

Средние века. В эпоху Средневековья Православная библеистика развивалась преимущ. в византийском культурном регионе. Подавляющая часть трудов византийских экзегетов представляла собой *катены из святых отцов. Труды такого рода создавали: *Прокопий Газский (6 в.), *Экумений Триккский (10 в.), блж.*Феофилакт Болгарский (11 в.), *Евфимий Зигабен (12 в.). Ряд библейских материалов содержал лексикон *«Свида». Более оригинальными являлись мистические толкования св.*Дионисия Ареопагита (5 в.), прп.*Максима Исповедника (6 в.). Значительный вклад в библейскую филологию внес *Арефа Кесарийский (10 в.). *Андрей Кесарийский (около 7 в.) составил одно из первых толкований Апокалипсиса.

В средневековой Руси труды по Священному Писанию ограничивались в основном гомилетическими толкованиями, переводами и редактурой переводов, которые восходили к св.*Кириллу и Мефодию (см. статьи: *Алексий Московский; *Геннадиевская Библия; *Максим Грек; *Переводы Библии на церковно-славянский язык).

Новое время. В период с 18 по 20 в. Православная библеистика развивалась главным образом в России (см. статью *Русская библеистика). Она прошла долгий путь от ученичества и подражания до крупных самостоятельных работ (монографических и обобщающих). В Греции, Болгарии, Румынии и Сербии библ. наука возродилась только в конце 19 и начале 20 в. и в значительной степени зависела от русской (ряд русских ученых работали в софийских духовных школах). *Греческая библеистика широко пользовалась западноевропейскими источниками и после работ *Велласа приняла выводы *новой исагогики. Греческая Православная Церковь выпускает единственное на сегодняшний день *периодическое издание библейское (см. также статьи: *Болгарская библеистика; *Румынская библеистика).

Основные принципы современной Православной библеистики. Первыми важнейшим из этих принципов является ориентация на патристическое наследие. Вслед за святыми отцами православные экзегеты рассматривают интерпретацию Библии как «труд веры», как познание Слова Божьего. Такая ориентация надежно предохраняет Православную библеистику от подмены богословского подхода чисто историческим, критическим или литературоведческим. По словам прот. С.*Булгакова, «Слово Божие, хотя и может изучаться как памятник, никогда не должно становиться только памятником, потому что в его исторически данной и временно обусловленной оболочке содержатся глаголы жизни вечной, оно есть в этом смысле символ, место встречи божеского и человеческого» (Православие, Париж, 1964, с.51).

В то же время верность патристике трактовалась в Православной библеистике двояко. Одни комментаторы не считали возможным выходить за рамки святоотеческих текстов; другие, напротив, видели в установках отцов Церкви в первую очередь принципиальную модель, указание путей для дальнейшего развития библейской науки с привлечением вспомогательных дисциплин (истории, *археологии, *палеографии и других). Сторонники этого взгляда (среди них представители *русской библейско-исторической школы) подчеркивали, что они следуют не букве, а духу патристики. В частности, именно святые отцы положили начало *историко-литературной критике Библии и создали предпосылки для возникновения *новой исагогики.

С патристикой теснейшим образом связана и вторая черта Православной библеистики – признание богочеловеческой природы Писания. Почти все святые отцы, особенно жившие в «золотой век» патристики, подчеркивали индивидуальный стиль авторов и их активное участие в создании боговдохновенных книг. Сочетание божественного и человеческого в Библии толковалось в Православной библеистике в свете православного учения о *синергизме. Русские экзегеты усматривали здесь прямую аналогию с догматом IV *Вселенского собора (Вл.*Соловьев, *Карташев, прот.*Князев и другие).

Третьей особенностью Православной библеистики является ее церковность. Церковь для православного сознания есть первичная реальность, предшествующая Библии. Именно Церковь сформировала и определила *канон, она включила в него то, что соответствовало ее вере, ее Священному *Преданию, и устранила несогласное с ним.

До конца 19 в. большинство православных экзегетов считало непререкаемыми выводы *старой исагогики относительно *атрибуции и датировки священных книг. Но это мнение не получило общецерковной санкции и было отвергнуто рядом выдающихся библеистов. Они рассматривали историко-литературные аспекты Писания как подлежащие критической проверке и в этом по-своему сохранили верность святоотеческому преданию. Из русских богословов *Хомяков в середине 19 в. первым сформулировал тезис, согласно которому священной книга является не в силу ее принадлежности тому или иному автору, а в силу признания ее канонического достоинства Церковью. И, наконец, со времен патристики православная библейская наука исходила из полисемантического характера Писания, требующего не одного, а многих методов толкования.

История Православной библеистики сопровождалась полемикой с западными концепциями (особенно с представителями *отрицательной критики и *рационализма), а также внутренней дискуссией между подходом формально-патристическим (по существу близким к *фундаментализму) и тем, который стремился не автоматически копировать святых отцов, а идти вперед, следуя по проложенному ими пути.

● См. в статьях: *Русская библейско-историческая школа; *Исагогика; *Экзегетика библейская.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle