Посно́в
Посно́в Михаил Эммануилович (1873–1931), русский православный библеист и историк Церкви. Родился в Рязанской губернии. Окончил Киевскую Духовную академию, где затем был преподавателем библейской истории. С 1908 – приват-доцент Киевского университета кафедры истории Церкви. С 1910 вел курс Священного Писания Нового Завета в КДА, а с 1913 был там профессором кафедры истории древней Церкви. Удостоен степени доктора церковной истории. В последние годы жизни состоял профессором в Софийской Православной духовной академии.
Магистерская диссертация Поснова посвящена проблемам библейского *богословия («Идея Завета Бога с израильским народом в Ветхом Завете», Богуслав, 1902). Вслед за тем он опубликовал цикл статей о *Второго Храма периоде (ТКДА, 1904, №8,10, 1905, №3,7), которые составили книгу «Иудейство (к характеристике внутренней жизни еврейского народа в послепленное время)» (К.,1906). В работе рассмотрен *мессианизм *междузаветного периода, вопрос о *Мужах Великого Собора, возникновение *апокалиптической литературы и *течений и сект внутри иудейства. Главный вывод Поснова заключался в том, что века, прошедшие между пророком Малахией и Иоанном Крестителем, не были эпохой «окаменения», а отличались напряженной творческой религиозной жизнью, и факт этот не могут умалить отдельные элементы духовного упадка.
В специальной работе Поснов критически рассмотрел христологические воззрения *Паулюса, *Штрауса, *Ренана и других представителей *рационализма («О личности Основателя Христианской Церкви», СПб.,1910). Поснов также много занимался проблемами гностицизма. В частности, он считал, что генезис гностических идей тесно связан с течениями внутри самарянства. Несколько статей по библейской истории Поснов написал для «Православной богословской энциклопедии» («Иеремия» – т.6; «Книжники» – т.12 и др.).
♦ Взаимодействие двух факторов в истории израильского народа – божественного и человеческого, К.,1903; О судьбах библейского Израиля, К.,1907; Первая христианская община и коммунизм, СПб.,1909; Самарийские маги – христианские ересиархи, К.,1917 (Ответ на критику проф. *Рыбинского); Гностицизм II в. и победа христианской церкви над ним, К.,1917; История христианской церкви (до разделения церквей – 1054 г.), Брюссель, 1964.
● *Рыбинский Вл., Самарянство и гностицизм (по поводу критики проф. М.Э.Поснова, «Странник», 1914, №3, 1916, №1.