Петра́ св. апо́стола второ́е посла́ние
Петра́ св. апо́стола второ́е посла́ние, каноническая книга Нового Завета, входящая в состав *Соборных посланий. Включает 3 главы.
Особенности, авторство, датировка. 2 Петр. отличается от 1 Петр. по стилю, языку и учению. Если в 1 Петр. еще говорится о скорой *Парусии, то во 2 Петр. – только о ее внезапности. Автор знает о сомнениях тех, кто ожидал близкого конца мира и разочаровался в своих ожиданиях (2Петр.3:4). Он говорит об «Апостолах ваших» как о людях, живших прежде него (2Петр.3:2). Когда писалось послание, уже существовало собрание посланий апостола Павла и они были причислены к священным книгам (2Петр.3:15–16). Поэтому уже в первые века христианства раздавались голоса против принадлежности 2 Петр. апостолу. Об этих сомнениях пишет *Ориген; *Евсевий и блж.*Иероним относили 2 Петр. к книгам спорным. Каноничность послания была признана поздно – около 4 в.
Большинство экзегетов, начиная со времен *Эразма Роттердамского, *Кальвина, *Гроция, рассматривало 2 Петр. как изложение проповедей апостола Петра, написанных в конце 1 или начале 2 вв. с использованием текста послания Иуды. Во всяком случае, оно не могло появиться позже, т.к. *Климент Александрийский во 2 в. написал к нему комментарий (см. Евсевий, Церк. история, VI,14).
Композиция и учение 2 Петр. Послание состоит из 4 частей:
1) вступительные слова (2Петр.1:1–2);
2) истинность Откровения Христова (2Петр.1:3–21);
3) ответ лжеучителям (2Петр.2:1–22);
4) о Втором Пришествии Христовом (2Петр.3:1–18).
Послание возвещает непреложность Слова Божьего, которое запечатлелось в пророчествах и явлено во Христе Иисусе. Этой вечной непреложной истине противостоят «пагубные ереси», о характере которых послание говорит лишь в общих чертах. Возможно, что имелись в виду раннегностические учения. Примечательно, что, как и в Откр., лжеучители сравниваются с языческим жрецом Валаамом, вводившим Израиль в соблазн. Что касается скорой Парусии, то священный писатель напоминает древнюю истину Ветхого Завета: «У Господа один день, как тысяча лет» (2Петр.3:8; ср. Пс.89:5). Поэтому люди не должны измерять сроки своими мерками, а быть всегда готовыми встретить Господа.
Святоотеческие комментарии: архиеп.*Феофилакт (Болгарский), Толкование на Новый Завет, СПб.,1911.
● Богдашевский Д.И. (еп.*Василий), Второе соборное послание св. Апостола Петра, ТКДА, 1908, №7; Брянцев В.П., Был ли св. апостол Петр в Риме, Каз.,1899; прот.*Булгаков С., Святые Петр и Иоанн, Париж, 1926; *Георгий (Ярошевский), Изъяснение труднейших мест 2 послания апостола Петра, Симферополь, 1901; его же, Изъяснение труднейших мест 1 послания апостола Петра, Симферополь, 1902; свящ.*Глаголев А., Послания апостола Петра, ТБ, т.10; еп. Леонид (Краснопевков), Жизнь св. апостола Петра, М.,1860; свящ. Мень А., Светочи первохристианства, ЖМП, 1961, №7; Мицкевич В.А., Второе послание апостола Петра, БВс., 1973, №1–3; его же, Первое послание апостола Петра, БВс., 1971, №4–6, 1972, №1–5; *Мищенко Ф., Речи св. апостола Петра в книге Деяний Апостольских, К.,1907; Нестерова О.Е., Петр, МНМ, т.2; архим.*Никанор (Каменский), Общедоступное объяснение второго соборного послания св. Апостола Петра, Каз.,1889, вып.3; *Ренан Э., Антихрист, СПб. 1907; Суханов В.В., Первое соборное послание апостола Петра, ПС, 1914, №3, 1915, №3–5,9, 1916, №2–6; свящ. Трухманов М., Симон-Петр, апостол Господа, Харьков, 1883; *Фаррар Ф., Первые дни христианства, пер. с англ., СПб.,18922; Beare F.W. (ed.), The First Epistle of Peter, Oxf., 19703; Best E., I Peter, L.,1971; Fuchs E., Raymond P., La deuxième épître de Pierre, Genève,1980; Gallouédec-Génuys F., La première épître de Pierre, P.,1982; Green E.M., The Second Epistle General of Peter, and the General Epistle of Jude, Grand Rapids (Mich.), 1968; Perrot Ch., Etudes sur la première lettre de Pierre, P.,1980; Rolston H., The Apostle Peter speaks to us today, Atlanta, 1977; прочую библиографию см.
в статьях: Деяния Апостолов; Новый Завет; Комментарии библейские; Соборные послания; Толковые Библии и в МВ, 1983, №27; JBC, v.2; NCE, v.11; NCCS; PCB; RGG, Bd.5, S.257–260.