прот. Александр Мень

Источник

Переда́ча сло́ва Бо́жьего

Переда́ча сло́ва Бо́жьего, историко-богословский термин, который относится: 1) к формам и путям передачи божественного *Откровения людям и 2) к способам устной и письменной передачи библейской традиции от поколения к поколению.

1) Согласно Библии, Откровение возвещается избранным людям через *теофании, видения, сны и через непосредственное воздействие Духа Божьего на священных писателей. По учению отцов Церкви, Слово Божие преломлялось в мысли, воле и представлениях боговдохновенных мужей в соответствии с определенным уровнем человеческого сознания. Таким образом, библейские авторы активно и творчески соучаствовали в создании священных книг (см. статьи: *Боговдохновенность; *Богочеловеческая природа Священного Писания; *Святоотеческая экзегеза; *Синергизм).

2) Передача Откровения на протяжении истории осуществлялась через *Предание – как устно, так и письменно. Сама Библия является фиксацией Предания. С точки зрения*рационализма и *исторического эволюционизма, эта Передача слова Божьего была подчинена общим законам исторического развития, в котором немалую роль играют случайные факторы и личный произвол тех или иных писателей. Между тем новейшие исследования показали, что *устная традиция имела устойчивый характер, сохраняя в течение веков основы богооткровенных истин. Эта устойчивость обеспечивалась *пророческими школами, культовыми и вероисповедными формулами (такими, как, например, Втор.6:4–9; 1Кор.15:3–7), общепринятыми преданиями Общины (ветхозаветной и новозаветной). Работы *Гункеля, *Альта, *Льва (Жилле), *Рада, а также библеистов *скандинавской школы выявили значение прочной устной традиции, которая предваряла написание библейских книг (см. статьи: *Досиноптическая традиция; *«Истории форм» школа; *«Истории предания» метод). Изучение памятников *Древнего Востока свидетельствует о том, что предания той поры воспроизводились в рамках канонической традиции и веками сохранялись неповрежденными. Что касается Библии, то она была записана в форме *рукописных традиций, расхождения между которыми не имеют принципиального характера (см. статьи: *Разночтения; *Семейства текстов).

● *Буйе Л.О., О Библии и Евангелии, пер. с франц., Брюссель, 1965; [Грузинцев К.] Подлинность и неповрежденность священных ветхозаветных книг, «Пермские ЕВ», 1871, №11–13, 15; Зверинский С., Передача религиозных текстов в древнем Восточном мире, «Странник», 1913, №5; прот. Константинов К., Священное Писание Нового Завета об апостольском Предании, ЖМП, 1957, №9; иером.*Лев (Жилле), В поисках первоначального евангельского предания, «Путь», 1930, №36; *Cerfaux L., Jésus aux origines de la tradition, P.,1968; Knight D.A., Rediscovering the Tradition of Israel, Missoula (Mont.), 1973.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle