прот. Александр Мень

Источник

Наго́рная про́поведь

Наго́рная про́поведь, традиционное название цикла речений Иисуса Христа, включенных в (Мф.5–7, ср. Лк.6:20–40). Название Нагорная проповедь происходит от места, где, согласно Мф., Господь произнес эти речения («взошел на гору», Мф.5:1). Согласно Лк., проповедь была произнесена на равнине (Лк.6:17), причем отдельные речения, параллельные Нагорной проповеди Мф., помещены в Лк. вне связи с Нагорной проповедью.

Композиция Нагорной проповеди в Мф.:

1) обетования блаженства;

2) старый Закон и новые заповеди;

3) милосердие, молитва и пост;

4) предостережение против житейской озабоченности;

5) предостережение против осуждения;

6) отдельные речения о благоговении, уповании, внешней и внутренней праведности;

7) притча о фундаменте дома как символический итог всей Нагорной проповеди.

Композиция проповеди в Лк.:

1) обетование блаженства нищим, алчущим, плачущим, гонимым;

2) горе богатым, пресыщенным, смеющимся и превозносимым;

3) заповедь любви к врагам;

4) заповедь против осуждения;

5) истинная и ложная праведность;

6) притча о фундаменте дома.

Мф. приводит Нагорную проповедь после рассказа о призвании учеников, а Лк. – после избрания Двенадцати. Однако нет оснований считать, что Нагорная проповедь была произнесена только для них (евангелисты прямо указывают на присутствие народа). Еще со *святоотеческого периода высказывалось мнение, что в Мф. и Лк. переданы две различные, хотя и сходные, проповеди Спасителя. Но большинство толкователей, древних и новых, рассматривают оба варианта как передачу одного цикла речений. Скорее всего, Нагорная проповедь в целом не была произнесена одновременно. По словам еп.*Виталия (Гречулевича), евангелист Матфей «хотел совместить здесь, в соответствие и пояснение сказанному, всю сущность христианского учения, хотя в разных местах и в разное время преподанного» («Подробный сравнительный обзор Четвероевангелия», т.2, с.30).

Анализ реконструированного семитического оригинала Нагорной проповеди позволил выявить ее ритмическую форму. Многие речения имеют параллели в Ветхом Завете и иудейском предании, но сущность Нагорной проповеди отличается радикальной новизной, открывая новый этап в отношении между Богом и человеком. Обетования блаженства в Лк. более кратки и имеют антитетическую структуру (например, блаженны нищие и горе богатым). В Мф. понятия нищеты и голода даны в расширенном понимании; «нищие духом» (термин, известный из *Кумрана), «алчущие и жаждущие правды». Это различие могло быть связано с тем, что Господь неоднократно повторял речения, сходные по смыслу. Антитетика Мф. иная. Древнему Закону Божьему противопоставляется слово Самого Христа, Который таким образом свидетельствует о Своем высшем авторитете («А Я говорю вам...»). Впрочем, основная часть антитез не есть полное отрицание, а возведение заповеди на абсолютную ступень. Запрет убийства восполняется осуждением гнева, запрет прелюбодеяния – требованием душевной чистоты; брак возвращается к своему изначальному идеалу (ср. Быт.2:23–24; Мф.19:4–6); требование блюсти клятву заменяется законом правды; заповедь любви к ближнему восполняется заповедью любви к врагам. В свете этого становятся понятны слова Христа, что Он пришел не нарушить Закон, а исполнить (Мф.5:17), т.е. дать ему окончательное завершение, высшую полноту.

«Остается, – пишет *Трубецкой, – самый трудный вопрос о непреложности “малейших заповедей” или закона обрядового. Признавая вместе с лучшими учителями Израилевыми универсальную сущность закона, выразившуюся в двух наибольших заповедях любви к Богу и к ближнему (Мк.12:28–34, Мф.22:34–40, Лк.10:25–28), установив, что “правда, милость и вера” составляют самое «веское» в законе, как бы центр его тяжести, Иисус не отменяет для Своего народа и “малейших заповедей”... Ветхий Завет, завет Ягве с Израилем, помимо своего религиозного содержания имел и свое национальное значение, которое он сохранил для иудеев и до сих пор, хотя они и отвергли Новый Завет. Какое течение приняла бы история, если бы Израиль его принял и если бы он в своем целом исполнил свое религиозное месссианическое призвание, как его понимал Иисус, об этом мы гадать не станем... Несомненно только одно, что обращенные язычники, принявшие Новый Завет, не имели основания принимать национальный закон Израиля и посредством обрезания переходить в иудейство, которое в своем целом отвергло Христа во имя национального закона».

Относительно практического значения Нагорной проповеди существуют две точки зрения. Одни толкователи, преимущественно протестанты (например, *Дибелиус), рассматривают ее как невыполнимый идеал, который лишь обнаруживает нравственное бессилие человека; другие – как вполне осуществимую «программу». Подлинный ответ дают слова Христа о спасающей силе Бога (Мф.19:25–26) и учение апостола Павла, согласно которому сам человек действительно не в силах выполнить волю Божью, но это становится реальным в укрепляющем его Иисусе Христе (Флп.4:13).

● Прот.*Буткевич Т.И., Нагорная проповедь, Харьков, 1893; Бородин П.М., Нагорная проповедь Господа нашего Иисуса Христа, М.,1899; Вайт Э., Размышления о Нагорной проповеди Иисуса Христа, Пг.,1915; Вержбицкий Т.И., Закон Моисеев и Закон Евангелия, «Странник», 1898, №1; *Виноградов Н.И., Нагорная проповедь Спасителя, вып. 1–5, М.,1892–1894; свящ. Воздвиженский М., Идеал нравственно-христианской жизни и деятельности в изречениях Христовых о блаженствах, ПО, 1872, №2,3,4; *Гладков Б.И., Нагорная проповедь и Царство Божие, СПб.,1907; *Зарин С.М., Заповеди Блаженства, Пг.,1915; *Иннокентий (Кременский), Нагорная проповедь Христа Спасителя, Астрахань, 1915; прот. Нордов В.И., Беседы на блаженства евангельские, М.,1843; свящ. Сементовский К., Учение Иисуса Христа о блаженстве, К.,1851; свящ.*Смарагдов В., Беседы о надежде и на молитву Господню и девять евангельских блаженств, СПб.,1854; *Смирнов А.В., Отношение евангельского нравоучения к Закону Моисееву, Каз.,1893; *Тренч Р.Ч., Нагорная проповедь Господа нашего Иисуса Христа, М.,1880; Троицкий А.Д., Евангельские блаженства, К.,1916; Троицкий Ф.И., Нагорная беседа Иисуса Христа как божественная, Каз., 19072; *Трубецкой С.Н., Учение о Логосе в его истории, М.,1906; его же, Этика и догматика, Собр. соч., М.,1908, т.2; прот. Фаворов Н., О христианской нравственности, ТКДА, 1879, №10,12; Coates T., The Sermon of the Mount for Today, Saint-Louis, 1975; Crosby M.H., Spirituality of the Beatitudes, Maryknoll (N.Y.), 1981; Davies W.D., The Sermon on the Mount, Camb.,1966; Dupont J., Les Béatitudes, P.,1969; Hastings J. (ed.), Dictionary of the Bible, N.Y.,1909, Ex.v., p.1–44; *Hunter A.M., Teaching and Preaching in the New Testament, L.,1963; *Jeremias J., The Sermon on the Mount, L.,1961; *Mа́nek J., Dkm na Sůа́le, Praha, 1967; Stott J.R., Christian Counter-Culture, Pasadena (Calif.), 1979; см. также статьи: *Богословие библейское; *Евангелия; *Молитва Господня.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle