прот. Александр Мень

Источник

Му́зыка

Му́зыка и Библия. Эта тема включает два основных аспекта:

1) пение, Музыка и музыкальные инструменты библейских времен;

2) образы и сюжеты Священного Писания в музыкальном творчестве народов мира.

1. Пение, Музыка и музыкальные инструменты в Ветхом Завете упоминаются неоднократно. Изобретение музыкальных инструментов (Быт.4:21) относит к древнейшей поре человеческой культуры. Указания на струнные, духовые и ударные музыкальные инструменты содержатся в *Исторических книгах Ветхого Завета и Псалтири. Как выглядели эти инструменты, хорошо известно по памятникам *Древнего Востока.

О глубокой связи Музыки с религиозной жизнью свидетельствует тот факт, что важнейшие этапы священной истории сопровождались гимнотворчеством (см., например, Исх.15). Об этом же говорят разнообразные песенные жанры, такие как *«Новые песни», *«Песни восхождения» и вообще все виды псалмов (см. статью *Псалтирь). Правда, Ветхий Завет знал и светскую Музыку (см., например, 1Цар.18:6), но центральное место в ветхозаветной общине играла Музыка духовная, в частности, храмовая. Нередко Музыка сопровождала вдохновенные речи пророков (см. 2Цар.3:10–15). Певцами и музыкантами в Храме были левиты, возглавляемые особыми руководителями хоров и оркестров. Пение носило речитативный характер (см. статью *Кантиляция). Отсутствие в древности нот не позволяет восстановить храмовую ветхозаветную Музыку, но отголоски ее сохранились в древнем синагогальном пении, донесенном традицией до более поздних времен. В *Плена период музыкальное искусство в ветхозаветной Церкви не исчезло. Распевное чтение Библии и молитв в синагогах стало одним из источников певческой культуры христианской Церкви (см. статью *Псалмодия).

● *Глубоковский Н.Н., О значении надписания псалмов Lamnazzlach, ЧОЛДП, 1889, №12; Грубер Р.И., Музыкальная культура Палестины, в его книге: История музыкальной культуры, М.-Л.,1941, т.1, ч.1; Захарова О., Чайковский читает Библию, «Наше наследие», 1990, №2; [Каменецкий А.] Музыка у древних евреев, ЕЭ, т.11; Металлов В.М., Музыка и музыкальные инструменты у древних евреев, ЧОЛДП, 1912, №6,7–8; Ямпольский И.М., Древнееврейская музыка, МЭ, т.2; там же указана иностранная библиография; прочую иностранную библиографию см. в BTS, 1974, №65; MB, 1985, №37; статьи о Музыке и музыкальных инструментах Ветхого Завета имеются во всех библейских *словарях.

2. Библия в богослужебной Музыке христианской Церкви. Хотя среди христиан первых веков шли дискуссии о допустимости богослужебной Музыки и пения, у св. отцов восторжествовала точка зрения, одобряющая их. Последний, кто высказывал в этом отношении колебания, был блж.*Августин, но и он признавал ценность храмовой музыки. «Склоняясь к тому, – писал он, – чтобы не произносить бесповоротного суждения, я все-таки скорее одобряю обычай петь в церкви; пусть душа слабая, упиваясь звуками, воспрянет, исполнясь благочестия. Когда же со мной случается, что меня больше трогает пение, чем то, о чем поется, я каюсь в прегрешении» (Исповедь, Х,33).

Общенародное пение, сложившееся в древней Церкви, постепенно было вытеснено хором профессиональных певчих (на Западе это узаконил свт.*Григорий Великий). Музыкальное сопровождение хора в церквах христианского Востока не привилось, хотя блж.*Иероним и упоминает об органе, который он слышал в Палестине. На Западе, напротив, инструментальная Музыка прочно вошла в богослужебную практику. Один из первых больших органов был установлен в 10 в. в Винчестерском соборе (Англия). Общее пение молящихся было возрождено Реформацией, которая дала новый импульс для развития христианской Музыки. «Я хотел бы видеть, – говорил *Лютер, – все искусства и особенно музыку на службе у Того, Кто их создал и даровал нам». Позднее общее пение стало постепенно завоевывать себе место и в других конфессиях.

Богослужение всех христианских исповеданий всегда включает либо тексты из Библии, либо произведения на темы Священного Писания. К первой категории относятся: Песнь серафимов (Ис.6:3, лат. «Sanctus»), *Песнь Богородицы (Лк.1:46–55, лат. «Magnificat»); Песнь праведного Захарии (Лк.1:68–79, лат. «Benedictus»), Песнь ангелов (Лк.2:14, лат.«Gloria»), Песнь праведного Симеона (Лк.2:29–32), *Молитва Господня и др., а вторая категория включает песнопения самых различных жанров: от византийско-русских тропарей, кондаков, ирмосов и латинских реквиемов до современных негритянских «спиричуэлс» и «госпел».

Как правило, древнехристианские поэты и поэты византийского культурного региона были одновременно композиторами, осваивавшими наследие музыкальной традиции своих стран. Среди них на первом месте стоят прп.*Ефрем Сирин, свт.*Амвросий Медиоланский, прп.*Роман Сладкопевец, прп. Феодор Студит и прп. Иоанн Дамаскин, создатель мелодической структуры «осьмогласия». В развитии славянской церковной Музыки немалую роль сыграли равноапостольные*Кирилл и Мефодий. Русская певческая культура, как показал проф.*Успенский, уже в 12 в. приобрела черты самобытности, отличавшие ее от византийского церковного пения. Это отличие было осознано и сформулировано в нотном стихираре 1666.

В Средние века музыкальное творчество Востока и Запада было чаще всего анонимным, подчинявшимся, как и *иконопись, определенным канонам. История сохранила лишь немного имен композиторов этого времени, например Ноткера Санктгалленского (10 в.) и Гильома де Машо (14 в.). Лишь в Новое время богослужебная Музыка обогатилась многочисленными авторскими произведениями, написанными либо для цельного чинопоследования (Литургия, Всенощное бдение, погребальная служба), либо для отдельных его частей, таких как: «Херувимская», «Милость мира», «Богородице Дево» (лат. «Ave Maria») и др. Почти все крупные композиторы, начиная с эпохи Ренессанса, писали Музыку для храма, включавшую библейскую тематику (Палестрина, Г.Дюфаи, Жоскен Депре, К.Монтеверди, И.-С.Бах, И.Гайдн, В.-А.Моцарт, Л.Бетховен, Л.Керубини, Ф.Лист, С.Франк, Ф.Пуленк, Дж.Пуччини, Дж.Россини, Д.С.Бортнянский, М.И.Глинка, П.И.Чайковский, Н.А.Римский-Корсаков, И.Ф.Стравинский, С.В.Рахманинов и многие другие).

3. Библия в музыкальных жанрах Нового времени. Богослужебной Музыке наиболее родственна Музыка, написанная на отдельные псалмы. В Новое время этот жанр был преобразован католическим музыкантом Жоскеном Депре (ок.1440–1521), жившим в Италии, Франции, Фландрии. Первым немецким протестантским «псалмистом» стал Йоханнес Вальтер (1496–1570), сподвижник Лютера. В России около 1682 В.П.Титов написал Музыку на стихотворное переложение Псалтири, сделанное *Симеоном Полоцким. Среди композиторов, писавших на тексты псалмов, были О.Лассо, Я.Свелинг, Г.Шютц, И.-С.Бах, Д.С.Бортнянский, М.И.Глинка, Ф.Мендельсон, Ф.Лист, С.Франк, И.Брамс, К.Сен-Санс, Э.Григ, А.Шёнберг, И.Ф.Стравинский и др. В зависимости от манеры каждого композитора и содержания псалма музыкальная интерпретация Псалтири отмечена то лиризмом, то величавой торжественностью, то скорбным драматизмом. Особый вариант «псалмических» произведений представляют собой ламентации, «плачи», навеянные Книгой пророка Иеремии и Книгой Плача.

Параллельно с храмовой Музыкой возникают и чисто народные многоголосные песни: канты, колядки и др., получившие большое распространение в славянских странах (Россия, Чехия, Польша). Иногда их составляли на библейский текст (например, Песнь Песней), но, как правило, они были приурочены к основным христианским праздникам. Для их содержания характерны фольклорные, апокрифические темы, а в музыкальном отношении они связаны с дохристианскими певческими традициями.

Между 16 и 18 вв. на Западе окончательно складывается музыкальный библейский жанр Пассионов, «Страстей», зародившийся еще в 4 в. Темой Пассионов являются события последних дней Страстной Недели (Тайная Вечеря, предательство Иуды, суд над Христом, распятие). Родоначальником Пассионов Нового времени считается немецкий протестант Генрих Шютц (1585–1672). Шютц, по словам А.*Швейцера, «обратился целиком к Библии, погрузился в ее богатство, чтобы черпать там драматические тексты, которые не мог получить у стихоплетов своего времени». Вершиной пассионного творчества явились «Страсти» И.-С.Баха. Они включают хоралы, арии, речитативы с музыкальным сопровождением. Текст их выходит за формальные рамки Евангелия, сохраняя дух, а не букву (в частности, введены гимны и диалоги, которых нет в Новом Звете). Никогда во внехрамовой Музыке величие искупительной тайны не было выражено с такой покоряющей силой. «Когда я слушаю музыку Баха, – говорил Гете, – мне кажется, что я внимаю звукам вечной гармонии, духу Божьему, витавшему над Вселенной при сотворении мира». Это чувство рождает не только гений композитора, но и глубокая вера, пронизывавшая его существо, чуждая надломов и аффектаций.

К жанру Пассионов композиторы разных стран возвращались неоднократно. Среди последних по времени «Страсти» К.Пендерецкого (1966). По тематике к Пассионам близко латинское песнопение «Stabat Mater», посвященное скорби Девы Марии, стоявшей у Креста (Жоскен Депре, Палестрина, Дж.Перголези, А.Вивальди, И.Гайдн, Ф.Шуберт, Ф.Лист, Дж.Россини, Дж.Верди, А.Дворжак, А.Н.Серов, К.Шимановский, К.Пендерецкий и мн. др.).

Оратории на сюжеты Священного Писания занимают видное место в мировом музыкальном наследии. Они сформировались в эпоху католической Реформы (1617 вв.) и предназначались для исполнения вне храма. Участие солистов, хора и оркестра открыло авторам ораторий возможность разворачивать грандиозные панорамы, создавать мощные эпические образы. Так, характеризуя ораторию Г.Ф.Генделя «Иуда Маккавей», Р.Роллан писал: «В этой победной эпопее порабощенного народа, восставшего и вытеснившего угнетателя, отдельные индивидуальности почти сливаются с героической душой народа».

Подобно ораториям, кантаты пишутся для солистов, хора и оркестра, но в отличие от ораторий они проще по композиции и связаны с каким-либо одним текстом. Библейские кантаты появились в 17 в. Одна из первых принадлежит И.-С.Баху, а позднейшая, написанная на текст (Ин 1:1), – австрийскому композитору А.Хайлеру (1965).

На библейские сюжеты создано немало опер. Первая была написана итальянским композитором К.Монтеверди («Магдалина», 1617). Существуют также вокально-инструментальные и чисто инструментальные произведения с библейской программой; балетов же на темы Библии история Музыки насчитывает единицы.

4. Сюжеты Ветхого Завета и Музыка Нового и Новейшего времени. Книга Бытия с ее монументальными картинами и образами (творение, грех, возмездие, Завет) издавна привлекала композиторов. Она послужила темой для ораторий И.Гайдна «Сотворение мира» (1798), увертюры С.Монюшко «Каин» (1856), ораторий А.Г.Рубинштейна «Потерянный рай» (на текст *Мильтона, 1856) и «Вавилонское столпотворение» (1869), ораторий С.Франка «Вавилонская башня» (1865) и «Ревекка» (1881), мистерии Э.Массне «Ева» (1885), оратории К.Сен-Санса «Потоп» (1874), балета Р.Штрауса «Легенда об Иосифе» (1914), балета В.Риети «Ноев ковчег» (1923), оратории «Вавилон» (на Быт.11, 1944), музыкальные баллады «Авраам и Исаак» (1955) и оперы «Ноев потоп» (1958) Б.Бриттена и др.

События, описанные в Книге Исход, также вдохновили многих музыкантов. Важнейшие из произведений, написанные на сюжет Исхода: оратория А.Вивальди «Моисей» (1714), оратории Г.-Ф.Генделя «Израиль в Египте» (1739) и «Иосиф и его братья» (1744) на текст Мильтона, «Долг первой заповеди» В.-А.Моцарта (1767), опера Дж.Россини «Моисей в Египте» (1818), «Победная песнь Мариам, сестры Моисея» (1828) Ф.Шуберта, оратория А.Г.Рубинштейна «Моисей» (1892), оратория Э.Массне «Обетованная земля» (1900) и оратория с тем же названием К.Сен-Санса (1913), а также опера А.Шёнберга «Моисей и Аарон» (1951).

К сюжетам Исторических книг Ветхого Завета не раз обращался Г.-Ф.Гендель. Ему принадлежат оратории «Саул» (1739), «Самсон» (1741) на текст Мильтона, «Девора» (1743), «Валтасар» (1745), «Иуда Маккавей» (1747), «Иисус Навин» (1748), «Соломон», «Сусанна» (1749), «Иеффай» (1752). Темам Исторических книг Ветхого Завета посвящены: кантата В.-А.Моцарта «Кающийся Давид» (1785), опера Дж.Мейербера «Обет Иеффая» (1812), кантата Л.Керубини «Брак Соломона» (1816), опера «Навуходоносор» (1841) и библейская эклога «Руфь» (1845) Дж.Верди, оратория Ф.Мендельсона «Илия» (1846), оратория С.Франка «Руфь» (1845), опера К.Сен-Санса «Самсон и Далила» (1867–1876), кантата А.Д.Кастальского «Из минувших веков. Иудея» (1905), оратория «Царь Давид» (1921), и Музыка к спектаклю «Саул» (1922) А.Онеггера, балет В.Риети «Давид победитель» (1936)и др.

Из цикла *Учительных книг Ветхого Завета на тему Песни Песней писали А.Г.Рубинштейн (1877), К.Пендерецкий (1973) и С.М.Слонимский (1975); на Книгу Товита – И.Гайдн (1774–1775), Ж.Бизе (1855–1857), Ш.Гуно (1866); на Кн.Иудифи – А.Вивальди (1716), А.Н.Серов (1862), А.Онеггер (1925), на Книгу Есфири – Г.-Ф. Гендель (1720), на Книгу Иова – А. Деллапиккола (1950). Меньше всего создано музыкальных произведений на *Пророческие книги. Отметим «Плач Иеремии» Л.Керубини (1815) и И.Ф.Стравинского, «Видение Иезекииля» Ф.Листа, кантату «Даниил» (1880–1884) К. Дебюсси и ораторию Б.Мартину «Пророчество Исайи» (1959).

5. Музыка Нового и Новейшего времени на темы и тексты Нового Ззвета. Евангельская тема проходит через всю историю христианской Музыки. Даже если не считать богослужебной Музыки, Пассионов, гимнов, молитв, число произведений, посвященных Новому Завету, с трудом поддается учету. Назовем лишь наиболее известные: «Рождественская оратория» (1734), «Пасхальная оратория» (1734–1736), кантата «Христос лежал в оковах смерти» и другие произведения И.-С.Баха; большая оратория Г.-Ф.Генделя «Мессиада» (1743), написанная на слова *Клопштока, и его же оратория «Вознесение» (1708); оратория А.Вивальди «Поклонение волхвов» (1722), оратория И.Гайдна «Семь слов Христа на Кресте» (1794), оратория Л.Бетховена «Христос на Елеонской горе» (1803), сценическая оратория Ф.Шуберта «Лазарь» (1820), оратории Ф.Мендельсона «Павел» (1836) и «Христос» (1847), трилогия Г.Берлиоза «Детство Христа» (1854), оратория Ж.Бизе «Иоанн на Патмосе» (1866), оратория Ф.Листа «Христос» (1866), оратория К.Сен-Санса «Рождество» (1858), оратория С.Франка «Заповеди блаженства» (1869–1879) и «Искупление» (1871), оратория Ш.Гуно «Искупление» (1880–1881), священная драма Э.Массне «Мария Магдалина» (1873) и его же оратории «Св.Дева» (1880) и «Иродиада» (1881), лирическая сцена К. Дебюсси «Блудный сын» (1884) и его же оратория «Дева-Избранница» (1887–1888), оратория А.Г.Рубинштейна «Христос» (1893), опера Р.Штрауса «Саломея» (1905), симфоническая картина А.К.Лядова «Из Апокалипсиса», музыка А.К.Глазунова к библейской драме К.Р. «Царь Иудейский» (1913; см. статью *Театр и Библия), вокальный цикл П. Хиндемита «Житие Девы Марии» (1923; на стихотворение Р.-М.Рильке) и его же балет «Иродиада» (1944), оратория З.Кодая «Изгнание торгующих» (1934), симфоническая пьеса «Вознесение» (1934), органная сюита «Рождество Господне» (1935), фортепьянный цикл «Двадцать взглядов на Младенца Иисуса» (1945), симфонические пьесы «Вознесение» (1934) и оратория «Преображение Господа Нашего» (1969) О.Мессиана; рождественская телеопера Дж.Менотти «Амал и ночные гости» (1951), «Рождественская кантата» А.Онеггера (1952), опера «Блудный сын» (1968) Б.Бриттена и кантата «Радость об Агнце» (1943), музыка Ж.-М.Жарра к фильму Ф. Дзеффирелли «Иисус Назарянин» (1977). В 70-е гг. 20 в. широкий успех приобрели евангельские рок-оперы, такие как «Иисус Христос Суперзвезда» Л.-Э.Веббера и др.

● Обзорные работы: Антонова О.А., Католицизм и искусство. ХХ век, М.,1985; Асафьев Б.В., Избранные труды, т.1–5, М.,1952–1957; Баранова Т.Б., Владышевская Т.Ф., Церковная музыка, МЭ, т.6; Геника Р.В., Очерки истории Музыки, т.1–2, СПб., 1911–1912; Грубер Р.И., История музыкальной культуры, т.1–2, М.-Л.,1941–1959; его же, Всеобщая история Музыки, М.,19602, ч.1; Иванов-Борецкий М.В., Очерк истории мессы, М.,1910; Майр Р., История музыки от середины XVIII столетия до настоящего времени, в книге: История человечества, пер. с нем., под ред. Г.Гельмольта, СПб., 1905–1906, т.8; Музыкальная эстетика России XI-XVIII вв., пер. и вступ. ст. А.И.Рогова, М.,1973; Науман Э., Иллюстрированная всеобщая история музыки, пер. с нем., СПб., 1896–1899, вып.1–15; Неф К., История западноевропейской музыки, пер. с франц., М.,19382; Петрова А.Л., Реквием как философско-этическая концепция, ВНА, 1982, сб.30; Розеншильд К.К., Келдыш Ю.В., Византийская музыка, МЭ, т.1; Саккетти Л.А., Очерк всеобщей истории Музыки, СПб.-М.,19033; *Успенский Н.Д., Древнерусское певческое искусство, М.,19712 (прочие музыковедческие и литургические труды Н.Д.Успенского указаны в БТ, 1975, сб.13); Харлов Л.И., История церковной музыки и пения, Бвс.,1979, №4–5; его же, История развития христианского пения на Руси, там же, №6. Иностранную библиографию см. в МЭ.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle