Мудрецо́в писа́ния
Мудрецо́в писа́ния, книги и разделы книг Ветхого Завета, носящие преимущественно дидактический характер и объединенные общей духовной направленностью. Нередко в исагогических курсах Мудрецов писания отождествляют с *Учительными книгами в целом; однако это отождествление не совсем точно. Например, в Псалтири только часть псалмов входит в круг Мудрецов писаний. Классическим примером этих писаний являются из канонических книг: Иов., Притч., Еккл. (иногда к ним добавляют Песн.), а из неканонических: Сир., Прем. Мотивы, присущие Мудрецов писаниям, содержатся в Книге Бытия (история Иосифа) и в известной мере в Книге Товита.
Родоначальником и покровителем традиции Мудрецов писаний издавна считался царь Соломон (см. статью *«Соломоновы писания»). Священные писатели этой традиции вышли из среды *книжников и именовались хахамами, мудрецами (евр. חכמים, хахами́м). Это название происходит от понятия премудрость (евр. חכמה, хохма́). Первоначально оно было связано с искусством управления и достойным образом жизни, но постепенно раскрывался и духовный, богословский его смысл. Премудрость стала обозначать жизнь по заповедям, в соответствии с волей Божьей, в надежде и послушании. Наконец, понятие Премудрости Божьей получило метафизический характер. Под ним подразумевалась высшая Мудрость Творца, которая отображается в мироздании, человеке и заповедях. В Книге Премудрости Соломона образ Премудрости получает почти ипостасные черты.
Ветхозаветные писатели заимствовали литературный жанр «мудрости» у соседних народов. О наличии этого жанра на Востоке говорит сама Библия (3Цар.4:30). Открытие памятников Египта и Двуречья позволило составить представление о характере Мудрецов писаний в этих странах. Некоторые из древних произведений Востока сходны с Мудрецов писаниями и даже имеют с ними дословные совпадения (например, между Книгой Притчей Соломоновых и египетским поучением Аменомепе). Большинство Мудрецов писаний Ветхого Завета представляют собой поэтические произведения, написанные либо в форме афоризмов (евр. משלי, мишле́ – притчи), либо в виде поэм.
Мудрецов писания возвещают то же богооткровенное учение, что и Закон, Пророки и *Исторические книги. Но харизма мудрецов иная. Если в Законе содержатся прямые повеления Божьи, у пророков звучит Его голос, обличающий или предостерегающий, запечатлены видения грядущего мессианского Царства, а в Исторических книгах мы находим богословское осмысление событий священной истории, то в Мудрецов писаниях этого нет. Мудрецы не говорят прямо от лица Господня, они почти не упоминают о Завете, Избранничестве, Обетовании, Мессии. Их духовный кругозор находится как бы вне священной истории; они исходят из повседневного человеческого опыта; говорят о жизни и смерти, любви и дружбе, семье и профессиях, о коллизиях, которые может переживать человек любого народа в любое время. От наставлений «житейской мудрости» авторы Мудрецов писаний постепенно переходят к трагическим вопросам бытия: о страданиях невинного (Иов) и о тщете всего земного (Екклесиаст). В Мудрецов писаниях еще не открыта перспектива вечной жизни и воскресения, но многие из них вплотную подошли к той черте, где человек жаждет постичь тайну воздаяния, не удовлетворяясь воздаянием через потомков. Однако даже в позднейших Мудрецов писаниях (например, в Книге Премудрости Соломона) мы не находим вести о воскресении, а лишь веру в бессмертие души. Мудрецов писания следует понимать в контексте всего Писания: они лишь этап, за которым следует новое Откровение. Мудрецов писания конкретизировали этический аспект Закона и Пророков и показали, что истинная мудрость жизни неотделима от следования воле Божьей, источника всякой премудрости. В этом заключается их непреходящее значение.
● Барук А., *Грело П., Мудрость, СББ; Мень А., Мудрецы Ветхого Завета, «Знание – сила», 1990, №6–8; *Мэрфи Р., Введение в писания мудрецов Ветхого Завета, 1965 (Ркп.МДА); Goldstain J., Les sentiers de la sagesse, P.,1967; *Rad G. von, Weisheit in Israel, Neukirchen-Vluyn, 1970; прочую литературу см. в статье *Учительные книги.