Моро́зов
Моро́зов Николай Александрович (1854–1946), русский ученый и общественный деятель. Родился в Ярославской губернии. Сын помещика и крепостной крестьянки. Учился в Московском университете. В 70-е гг. примкнул к народовольцам; в 1874 эмигрировал. В 1881 нелегально приехал в Россию, был арестован и осужден на пожизненное заключение. С этого времени вплоть до 1905 Морозов находился в одиночной камере сначала Петропавловской, а затем Шлиссельбургской крепости. По выходе на свободу посвятил себя научной работе (химия, математика, астрономия, история).
С 1932 почетный член АН СССР. Мировоззрение Морозова приближалось к пантеизму. По его собств. словам, он исповедовал «научное представление о едином, вечном, вездесущном и все наполняющем творческом начале вселенной», т.е., выражаясь теологическим языком, о Боге Отце, вечном творце и обновителе «неба и земли, всего видимого и невидимого».
Еще в крепости Морозов начал писать труд об Апокалипсисе «Откровение в грозе и буре» (СПб.,1907). В нем он, пренебрегая данными по истории апокалиптической символики, связал одни образы Апокалипсиса с причудливыми формами грозовых туч, а другие – с созвездиями. На основании этих произвольных домыслов Морозов пытался «астрономически» вычислить время написания Откр. и пришел к дате 30 сентября 395. В соответствии с этой датой Морозов отождествил провидца Иоанна с *Иоанном Златоустом.
В том же духе Морозов провел исследования *профетизма. В книге «Пророки» (М.,1914) он начал пересмотр всемирной истории и отнес пророческие писания к Средним векам. Полностью свою фантастическую концепцию Морозов изложил в семитомном труде «Христос» (М.-Л.,1924–1932). Согласно этой концепции, до н.э. цивилизация едва зарождалась. Начало ей было положено Иисусом, казненным в 4 в. Последователи Иисуса (Златоуст и др.) развивали учение о спасении, построенное на астрологии. Астрологический характер носят якобы и «легендарные биографии Иисуса», Евангелия. Все литературные и материальные памятники древности Морозов отнес к Средневековью и эпохе Ренессанса. Исторические концепции Морозова никем из историков поддержаны не были.
♦ Эволюционная мысль и эволюционная теология, вступительная статья в книге: А.Немоевский. Бог Иисус, перевод с польского, Пг.,1920; список прочих сочинений Морозова указан в книге: Н.А. Морозов. Вступит. статья С.И.Вольфковича, М.,1981.
● Аксаков Н.П., Беспредельность невежества и Апокалипсис, СПб.,1908; Голубцова Е.С., Кошеленко Г.А., История древнего мира и «новые методики», «Вопросы истории», 1982, №8; Голубцова Е.С., Завенягин Ю.А., Еще раз о «новых методиках» и хронологии древнего мира, там же, 1983, №1; Дмитриевский Н., Что представляет из себя книга Морозова «Откровение в грозе и буре», ВиР, 1908, №12–13; Иванов П., Откровение в грозе и буре, Томск, 1916; *Никольский Н.М., Спор исторической критики с астрономией, М.,1908; его же, Астрономический переворот в исторической науке, «Новый мир», 1925, №1; его же, Морозов о евреях, Палестине и Библии, «Антирелигиозник», 1933, №2; Эрн Вл., «Откровение в грозе и буре», Серг.Пос.,1907; Юнгеров В., «Откровение в грозе и буре», Чернигов, 1913.