прот. Александр Мень

Источник

Михе́я проро́ка Кни́га

Михе́я проро́ка Кни́га, каноническая книга Ветхого Завета, входящая в сборник *Малых пророков. Делится на 7 глав. По *жанру представляет собой серию пророческих речений, объединенных либо самим автором, либо его учеником. Текст древнееврейских рукописей сохранился неудовлетворительно, что, однако, не препятствует пониманию центрального провозвестия книги.

Пророк Михей и его время. Согласно заглавию книги, пророк Михей (евр. מיכה, миха́, сокр. от מיכיהו михайа́ху) жил в Иудее при царях Иоафаме, Ахазе и Езекии, и, следовательно, его деятельность приходилась на последнюю треть 8 в. до н.э. Пророк назван Морасфитином (евр. המרשתי, ха-марашти́), что указывает на происхождение из г. Морасфы (евр. מורשת, море́шет). В Книге пророка Иеремии (Иер.26:18–19) говорится, что во дни царя Езекии Михей предсказывал гибель Иерусалиму, но это не повлекло за собой преследований пророка властями. Этими сведениями исчерпывается все, что достоверно известно о жизни Михея, младшего современника пророков Амоса, Осии и Исайи.

Гораздо более полное представление дают источники об эпохе, когда пророчествовал Михей. Он был свидетелем глубокого общественного. и международного кризиса, вызванного тремя факторами: ассирийской экспансией, братоубийственной борьбой между *Ефремом и Иудеей и ростом социального расслоения в обоих израильских царствах (см. статью *Исайи пророка Книга). Пророку Михею было открыто, что тяжкие испытания, постигшие Самарию и Иерусалим, не случайность. Измена подлинному духу веры, культовый формализм, расчеты на силу оружия – все это привело к суровому возмездию: гибели Ефрема (722) и разорению Иудеи Синаххерибом (701 и 690). Несмотря на реформы благочестивого Езекии, народ, не извлекший уроков из событий, находился в состоянии нравственной и религиозной спячки. Пробуждать его и был послан пророк Михей. Он сознавал, что врученное ему Слово Божье обращено не только к Израилю, а ко всем народам (евр. כלם עמים, ами́м кула́м).

Память пророка Михея Православная Церковь празднует 14 августа.

Композиция, стиль и содержание Михея пророка Книга. Книгу принято делить на 3 части:

1) грехи Ефрема и Иудеи (Мих.1–3);

2) универсальное мессианское Царство (Мих.4–5);

3) скорбь Господа о неверных сынах; истинная вера; покаяние и надежда на милость Божью (Мих.6–7).

По мнению большинства экзегетов, язык Михея пророка Книги лишен того литературного совершенства, которым отмечена Книга пророка Исайи, из чего делается вывод, что пророк был выходцем из простого народа (в книге не называются отец и предки Михея, как было принято, когда речь шла о знатном человеке). Композиция Михея пророка Книги лишена строгой логической последовательности. Многие критики 19 в. пытались отнести 2–3 части книги к *Второго Храма периоду, но в настоящее время эта гипотеза никем не поддерживается. В частности, как доказал *Хоонакер, в книге есть прямые указания на события 8 в. (падение Самарии).

Провозвестие Михея пророка Книги. Подобно своим современникам – первым пророкам-писателям – пророк Михей является одним из великих учителей ветхозаветной Церкви. Он изобличает общество, которое считает себя религиозным, живущим по Божьим уставам. Этим обществом руководят священники и пророки, оно ревностно предано храмовому благочестию и не жалеет жертв для алтаря. Но за благополучным фасадом скрывается глубокий упадок. Он связан с ложным пониманием религии. Человек размышляет, чем еще он может умилостивить Бога, какие дары принести Ему, но ритуальные знаки набожности бессмысленны, если вера не влияет на нравственную жизнь.

О, человек! сказано тебе, что добро

и чего требует от тебя Господь:

действовать справедливо,

любить дела милосердия

и смиренномудренно ходить

пред Богом твоим.

(Мих.6:8).

В этих словах Михея заключена сущность допленного *профетизма. В них пророк дает «синтез проповеди своих предшественников и современников» (*Харрингтон). Действительно, призыв к справедливости звучал у пророка Амоса; пророк Осия учил о милосердии (евр. חסד, хе́сед), а пророк Исайя – смирению перед Богом.

Но обличениями зла и предсказаниями кары Михея пророка Книга не исчерпывается. Духовному взору пророка предстает грядущее осуществление замыслов Божьего Домостроительства. После дней расплаты придет время, когда Слово Господне и Закон Его воссияют из Иерусалима и «многие народы» притекут к «горе Господней» (Мих.4:1–4). Первая часть этого пророчества буквально повторена у (Ис.2:2–4). Вопрос о том, кто из пророков первым произнес и записал это слово, не имеет большого значения. Важно, что предвидение возрожденного человечества прообразует и предсказывает явление истины Христовой. При этом пророк подчеркивает свободное устремление самих народов к этой истине, их активное участие в созидании Царства, что, в частности, выразится в прекращении войн (см. ст. *Миротворчество в Библии).

Как и Исайя, Михей говорит не только о *мессианской эре, но и о личности Мессии (Мих.5:2–15). Во исполнение пророчеств, Он будет Сыном Давидовым, но родится не в царском дворце Иерусалима, а в маленьком Вифлееме, отечестве Давида-пастуха. Мессия станет истинным Пастырем и Защитником Своей Церкви. Его Царство будет вселенским. Оно принесет людям мир, но мир не просто как конец войн, а как расцвет человечества, очищенного от всякого зла. *Паремии из Михея пророка Книги читаются в навечерие праздника Рождества и на вечерне праздника.

Святоотеческие комментарии: см. в творениях прп.*Ефрема Сирина, блж.*Иеронима, свт.*Кирилла Александрийского, блж.*Феодорита Киррского.

● *Антоний (Храповицкий), Толкование на книгу пророка Михея, СПб.,1890; [Каменецкий А.С.] Миха, ЕЭ, т.11; Никольский А., Рассуждение о том, что владыка Израилев, о котором говорит пророк Михей в гл.5 ст.2, есть Мессия Иисус, М.,1838; еп.*Палладий (Пьянков), Толкование на книги св. пророков Ионы и Михея, Вятка, 1874; *Рыбинский В.П., Книга пророка Михея, ТБ, т.7; его же, Книга пророка Михея, К.,1911; *Смирнов И.К., Св. пророк Михей, М.,1877; Фланаган Н., Книга Амоса, Осии, Михея, 1966 (Ркп. МДА); *Юнгеров П., Книга пророка Михея, Каз.,1890; McKeating H., The Books of Amos, Hosea and Micah, Camb.,1971; прочую иностранную библиографию см. в *Childs, p.428; JBC; NCCS и в статьях *Малые пророки; *Пророческие книги.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle