Ма́рксен
Ма́рксен (Marxen) Вилли (1919–1993), немецкий протестантский исследователь. Родился в Киле. После получения докторского диплома в Киле (1948) был пастором в Любеке (с 1949). В 1961–1984 ординарный профессор кафедры экзегетики Нового Завета в Мюнстерском университете.
Марксен один из основоположников *«истории редакций» школы (он первым ввел в употребление термин Redaktionsgeschichte). Отправляясь от работ *«истории форм» школы, Марксен пошел дальше экзегетов этой школы и сосредоточил свое внимание на Евангелиях в том виде, как они дошли до нас, а не на гипотетических формах, которые предшествовали книгам Нового Завета. Марксен соглашался с тем, что Евангелия написаны не ради исторического интереса к событиям прошлого, а ради актуальной *керигмы, но считал ошибкой рассматривать керигму как «неисторичную». По его мнению, альтернатива: либо керигма, либо история – порочна. Важно не то, что сообщают евангелисты, а чему они учат. Их писания «не серия проповедей, но единая проповедь». Они возвещают о Воскресении Христовом. В свете Воскресения они говорят и о Кресте, и о Благовестии Иисусовом, и о том времени, когда Он был уничижен и миру не была еще открыта Его *мессианская тайна.
В книге «Евангелист Марк. Изучение истории редакций» («Der Evangelist Markus. Studien zur Redaktionsgeschichte des Evangeliums», Gött., 1956) Марксен рассматривает св. Марка не только как первого евангелиста, но и как создателя нового евангельского литературного *жанра. Евангелист, отмечал Марксен, не был простым фиксатором *Предания, а самостоятельным автором и творческим, самобытным богословом; в Евангелии от Марка христологическим идеям подчинены даже детали рассказа (в т.ч. географические указания). Марксен находит у Марка особую концепцию Евангелия как возвещаемого Слова (Мк.13:10), в отличие от Евангелия как повествования о бывших некогда событиях. Именно Марк, используя традицию об Иоанне Крестителе, впервые ясно показал, что пророк был только Предтечей Христа. При этом Марксен странным образом считал, что даже «пустыня», где проповедовал Иоанн, есть не историческая реалия, а символ пророческого служения. Столь же спорной является его гипотеза о том, что указание на Галилею (Мк.16:7) подразумевает не место явления Воскресшего Господа, а место ожидаемой со дня на день *Парусии. Намек на Галилею в этом же смысле Марксен видит в словах *Малого Апокалипсиса (Мк.13:14). По предположению экзегета, в 66 иерусалимская община ушла не в Заиорданье, как свидетельствует *Евсевий Кесарийский, а в Галилею. Именно этот галилейский период жизни общины якобы стоит за Мк. (гипотеза эта нашла мало сторонников).
Следует подчеркнуть, что, называя евангелиста Марком, Марксен не отождествляет его с Иоанном Марком, известным из Нового Завета и преданий; для Марксена все Евангелия – псевдонимные произведения, написанные авторами, о которых мы ничего не можем узнать. Хронология Евангелий у Марксена следующая: Мк. – 66, Мф. – около 80, Лк. – 90, Ин. – конец 1 в. Из Посланий апостола Павла Марксен признает подлинными только 1 Фес., Гал., Флп., Флм., 1–2 Кор. и Рим.
♦ Die Auferstehung Jesu als historisches und als theologisches Problem, Gütersloh, 1964; «Frühkatholizismus» im Neuen Testament, Neukirchen, 1958; Einleitung in das Neue Testament, Gütersloh, 1963; Das Abendmahl als christologisches Problem, Gütersloh, 1963; Das Neue Testament als Buch der Kirche, Gü tersloh 1966; Der Exeget als Theologe, Gütersloh, 1968.
● *Perrin N., What is Redaction Criticism?, Phil.,1969; Rohde J., Rediscovering the Teaching of the Evangelists, L.-Phil.,1968; RGG, Bd.7, S.154.