Манихе́йство
Манихе́йство и Библия. Манихейством называется учение, возникшее в Иране и претендовавшее на роль мировой религии. Основатель Манихейства Мани (ок.216–276 или 277) во время своих странствий по Востоку познакомился с христианством, буддизмом и брахманизмом, а также с гностическими доктринами. На их основе он создал религиозную систему, в которой главную роль играл маздеистский *дуализм и идея спасения. Проповедь Мани вначале нашла поддержку у шаха Шапура I, но противодействие зороастрийских жрецов принудило Мани бежать из страны. В изгнании он продолжал вести энергичную пропаганду своего учения. Когда же Мани возвратился на родину, он был арестован и казнен. После его смерти Манихейство получило широкое распространение – от Африки до Китая, хотя его преследовали и язычники, и христиане, и мусульмане. К 13 в. Манихейство практически исчезло, но в измененном виде продолжало существовать в дуалистических сектах альбигойцев, павликиан, богомилов.
Концепции Мани известны не только из полемики его противников, но и по его собственным сочинениям на персидском языке («Живое Евангелие», письма и др.). В центре манихейской религии стояла проблема зла. Источником его считался автономный мир демонических сил, которые проникают в сферу духа, туда, где царствует верховный Бог, «Отец света». История мира представляет собой борьбу между светом и тьмой. Для преодоления тьмы «Отец света» время от времени отправляет на землю своих «посланников». К ним Мани относил как библейских праотцев, пророков и Христа, так и Будду. Манихейство видело в человечестве единое существо, «Адама». Миссия Христа заключалась в том, чтобы просветить «Адама» и помочь ему одолеть демонические силы. Конец исторической эпохи завершится, согласно Манихейству, полным уничтожением материи, которая есть зло, и господством духа.
За библейскими образами Манихейства стоят, таким образом, представления, тесно связанные с гностицизмом и маздеизмом. Из буддизма Манихейство заимствовало веру в переселение душ (см. статью *Метемпсихоз). В 4 в. Манихейство выступало активным соперником христианства. Против него писали прп.*Ефрем Сирин, свт.*Епифаний Кипрский и блж.*Августин, который сам в молодые годы был манихеем.
● Дьяконов М.М., Очерк истории древнего Ирана, М.,1961; Кац А.Л., Манихейство в Римской империи по данным Acta Archelai, ВДИ, 1955, №3; Луконин В.Г., Кратир и Мани, ВДИ, 1966, №3; НЭС, т.25; Топоров В.Н., Мани, МНМ, т.2 (там же приведена библиография).