прот. Александр Мень

Источник

Маккаве́йские кни́ги

Маккаве́йские кни́ги, четыре книги, названные по имени Иуды Маккавея (см.ниже), хотя о нем повествуется лишь в 1–2 Макк. Сохранились на греческом языке. В Православной Церкви первые три книги отнесены к разряду Неканонических книг, а 4-я считается *апокрифом. У католиков первые две признаны второканоническими, а 3-я и 4-я отнесены к апокрифам; у протестантов все четыре считаются апокрифическими.

1 Маккавейская книга

Автор и датировка. Стилистические и грамматические особенности книги указывают на существование еврейского оригинала. Автор – горячий сторонник Хасмонейской династии. Возможно, он был очевидцем и даже участником некоторых описанных им событий. Это подтверждается свидетельством *Оригена и блж.*Иеронима. Книга была написана в Палестине около 100 до н.э. и вскоре переведена на греческий язык.

Содержание и композиция. 1 Макк. принадлежит к жанру исторической хроники, но цель автора – не просто изложить ход событий, а показать действие Промысла Божьего, спасающего ветхозаветную Церковь в годину бедствий. В 168 до н.э. селевкидский царь Антиох IV Епифан (175–163) начал планомерное уничтожение религии Израиля. Храм был превращен в языческое капище («мерзость запустения», 1 Макк.1:54); свитки Библии предавались огню; всем, кто хотя бы тайно соблюдал *Закон, угрожала смертная казнь. В 166 началось народное движение против гонителей, душой которого стал священник Маттафия. Вместе с сыновьями он возглавил партизанские отряды, нападавшие на сирийцев. После смерти Маттафии вождем повстанцев стал его сын Иуда, прозванный Маккавеем (евр. מקב, мака́в – молот). Под его руководством сформировалась сильная армия, которая нанесла войскам Антиоха ряд поражений и освободила Иерусалим. Погибшего в битве Маккавея (160) сменил его брат Ионафан, который продолжал бороться за полную независимость Иудеи, невзирая на то, что новое сирийское правительство изменило религиозную политику в отношении евреев. Ионафану наследовал его брат Симон, провозглашенный в 142 первосвященником, хотя его род не принадлежал к числу традиционных первосвященнических родов. Так была основана Хасмонейская династия, которая, как предполагается, была названа по имени предка Маттафии, Хасмона, и просуществовала до прихода Помпея (63 до н.э.).

1 Макк. делится на 4 части:

1) вступление (происхождение Селевкидской династии; мирная эллинизация Иудеи; гонение Антиоха и деятельность Маттафии) (1 Макк.гл.1–2);

2) борьба Маккавея за веру и свободу отечества (1 Макк.3:1–9:22);

3) освободительная война под руководством Ионафана (1 Макк.9:23–12:53);

4) войны и правление Симона (1 Макк.13:1–16:24).

Историческое и духовное значение 1 Макк. Книга является ценнейшим документом для истории *междузаветного времени. Она не относится к пророческо-назидательной письменности, как *Исторические книги, а дает объективное изложение событий в духе античной историографии. Однако 1 Макк. нельзя считать чисто светским произведением. Задача автора выходит за рамки гражданской историографии. Деяния его героев изображены как образец верности Богу и Закону. Он приводит слова Маттафии: «Если и все народы в области царства царя послушают его и отступят каждый от богослужения отцов своих, и согласятся на повеления его, то я и сыновья мои и братья мои будем поступать по завету отцов наших» (1 Макк.2:19–20). Еврейские повстанцы готовы нарушить субботний покой ради дела Божьего (1 Макк.2:38,41). Маккавей предпочитает смерть в сражении, не желая терпеть поругания святыни. Он верит, что настанет день, когда «язычники познают, что есть Избавляющий и Спасающий Израиля»( 1 Макк.4:11).

2 Маккавейская книга

Автор и датировка. Как явствует из вступления (2 Макк.2:24), в книге кратко изложен труд Иасона Киринейского. Компиляция составлена иудеями *Палестины для своих единоверцев в Египте. Дата указана составителем (188 *селевкидской эры, т.е. 124 до н.э.; см. 2 Макк.1:10).

Литературные особенности, содержание, композиция. В отличие от документальной прозы 1 Макк., 2 Макк. оживляется драматическими сценами и диалогами; повествование эмоционально насыщено, в нем повсюду чувствуется дух истинного благочестия. Хронологические рамки книги почти совпадают с 1 Макк., но излагаемые в ней события заканчиваются победой Маккавея над сирийским полководцем Никанором, т.е. весной 160, а первое описанное в книге событие датируется 176 до н.э.

Книга делится на 4 части:

1) пролог от составителя или составителей (2 Макк.1–2 гл.);

2) насилия селевкидских царей; эллинизация; ветхозаветные мученики (2 Макк.3:1–7);

3) ход восстания до освобождения Храма и смерти Антиоха (2 Макк.8:1–10:9);

4) войны Маккавея до победы над Никанором (2 Макк.10:10–15:39).

Духовное значение книги. Одной из главных тем 2 Макк. является прославление мученичества. Автор воспевает смерть людей, которые под пытками не отреклись от Бога (семеро братьев и их учитель Елеазар). Мученики исповедуют веру в воскресение из мертвых. «Ты, мучитель, – говорит один из них, – лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной» (2 Макк.7:9). В словах матери братьев-мучеников мы находим первое четкое определение библейского *креационизма: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий» (2 Макк.7:28). Во 2 Макк. мы также находим первое свидетельство о молитвах за павших на поле брани (12:42–45). Эти молитвы тесно связаны с верой в воскресение.

Православная Церковь чтит память ветхозаветных мучеников 1 августа.

3 МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА

3 Макк. носит это название условно: в ней не идет речь о Маккавеях. По-видимому, она была названа Маккавейской потому, что ее темой является спасение Церкви Ветхого Завета от язычников. Автор описывает попытку царя Птолемея IV истребить иудеев, поскольку они не позволили ему войти в святилище. Произошло это после битвы Птолемея с Антиохом III при Рафии (217 до н.э.). *Иосиф Флавий относит события 3 Макк. к правлению Птолемея VII (около 145). Книга является *мидрашем историко-сотериологического характера. По мнению знатока *Второго Храма периода митр.*Иосифа (Петровых), «книга написана после 164 г. до Р.Х., потому что упоминает о событиях книги Даниила, и не позднее первых лет жизни Спасителя».

4 МАККАВЕЙСКАЯ КНИГА, см. *Апокрифы.

Богоявленский В.Д. (архиеп. Василий), Вторая Книга Маккавейская, Каз.,1907; Гессен Ю.И., Иуда Маккавей, СПб.,1906; *Гольцман О., Падение иудейского государства, пер. с нем., М.,1899; *Иосиф (Петровых), Первая, Вторая, Третья книги Маккавейские, ТБ, т.12; *Иосиф Флавий, О древности иудейского народа, пер. с греч., СПб.,1895; его же, Иудейские древности, пер. с греч., т.12, СПб.,1900; Паперн А.И., О книгах Маккавейских, ХЧ, 1872, №8; *Ревиль А., Иудейский народ под управлением Асмонеев и Иродов, ПО, 1868, т.25, №2; Родников Н.П., К вопросу о происхождении 1-й Маккавейской книги, ТКДА, 1907, №6; Шонберг М., Первая и вторая книги Маккавейские, 1966 (пер. Ркп. МДА); Abel F. (trad., éd.), Les livres des Maccabées, P.,1954; Bickermann E., Elias: Der Gott des Makkabäer, B., 1937; *Cazelles H., Naissance de l’Eglise, P.,1968; Fischel H.A., The First Book of Maccabees, N.Y.,1946; *Hengel M., Judentum und Hellenismus, Tüb.,1969; Oesterley W., The Jews and Judaism during the Greek Period, N.Y.,1941; Pearlman M., The Maccabees, N.Y.,1973; см. также работы *Греца, *Ренана, *Поснова, *Шюрера и библиографию к статье *Второго Храма период.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle