прот. Александр Мень

Источник

Либера́льно-протеста́нтская шко́ла

Либера́льно-протеста́нтская шко́ла экзегезы, направление в библеистике 19– нач.20 в. Органически входит в состав либерального богословия, пытавшегося свести к минимуму догматический аспект христианства.

Основные положения школы:

1) высшую Реальность невозможно познать разумом; приблизиться к ней можно лишь путем «сердечного переживания» и верности нравственному долгу;

2) библейская религия развивалась по тем же законам, что и другие религии, и ее нужно исследовать главным образом средствами исторической науки;

3) *Откровения, как сверхприродного факта, не существует;

4) Иисус был совершенным Человеком, Который положил начало «чистой религии», без догматов и обрядов; лишь позднее, начиная с апостола Павла, она была затемнена церковным богословием;

5) «современное», «научное» богословие должно сводиться к изучению исторических основ христианской религии, без претензий на метафизику.

Уверенность Либерально-протестантской школы в своей чисто научной объективности была иллюзорной: ее принципы основывались на этической доктрине и критицизме И.Канта (1724–1804), на идеях деистов, на позитивизме и неокантианстве. Все эти воззрения сочетали два противоположных утверждения: 1) разум – высшее мерило истины; 2) наше знание о Божестве не может притязать на достоверность, поскольку разуму недоступно адекватное Его постижение. Единственная область, в которой человеческое соприкасается с Божьим, это этика, сфера «практического разума», и религиозное чувство.

Русский мыслитель *Трубецкой, признававший многие заслуги Либерально-протестантской школы, указал и на ее крупные изъяны. Например, либеральные экзегеты считали *Нагорную проповедь эталоном «чистого христианства»; между тем она содержит не одно лишь этическое учение. «Нагорная проповедь, – писал Трубецкой, – есть образец Христовой проповеди “царствия Божия”. Это понятие “царствия Божия” заключает в себе высший нравственный идеал христианства. Но этот нравственный идеал не ограничивается только личной и социальной сферой – он имеет космическое значение; наряду с нравственным смыслом он имеет и мистический, апокалиптический смысл “небесного царствия” и связывается исторически и логически с мессианической апокалиптикой сначала еврейского народа, а затем и христиан – учеников Христа и их ближайших последователей». Новое отношение человека к Богу, которое открыто в Евангелии, неотделимо от личности Богочеловека. Царство Божие состоит в «явлении Отца» через Сына, Который «показывает, открывает в Себе Отца».

Этапы развития школы. Основоположником Либерально-протестантской школы принято считать *Шлейермахера, но корни ее восходят к деизму и к взглядам *Леклерка и *Лессинга. Характерной чертой Либерально-протестантской школы явилось отрицание Богочеловечества Христа. В силу этого последователи школы стремились установить, кем был Иисус в действительности и чему Он учил. В поисках *«исторического Иисуса» предпринимались самые изощренные толкования, начиная от рационалистических попыток *Паулюса, вычеркнувшего из евангельской истории все чудесное.

Смысл экспериментов такого рода был поколеблен критич. работой *Штрауса, который поставил Либерально-протестантскую школу перед выбором: либо вера, либо отрицание.

Но на время кризис был, казалось, преодолен *Ричлем, который построил свое богословие на неокантианстве. Ричль перенес центр тяжести с учения Иисуса на Его личность. Именно в ней, утверждал Ричль, открывается человеку запредельная и непостижимая тайна Божества. Вне Иисуса все религии, в том числе и Ветхий Завет, лишь слабые проблески истины. В личности Христа нам дано познание Бога. При кажущейся близости такого подхода к церковному он имел резко выраженный адогматический характер. Но мимо внимания Ричля и его последователей прошел тот факт, что их христология все же есть догмат, своего рода верование.

Либерально-протестантский взгляд на религиозную историю позволил представителям школы широко применять *исторический эволюционизм к Ветхому и Новому Завету. Большинство направлений *высшей критики 19 в. развивалось в рамках Либерально-протестантской школы. Родиной и центром школы была Германия, хотя либеральные теологи появились также во Франции (*Гогель, *Ревилль, *Сабатье), в Англии (*Хэтч) и в других странах. В конце столетия определяющую роль в Либерально-протестантской школе играл историк *Гарнак, который в своих лекциях, изданных в 1900 под названием «Сущность христианства», провозгласил кредо либеральной теологии. В сфере ветхозаветных исследований развивались тенденции, связанные с именем *Велльхаузена. Итоги этих работ подвела многотомная энциклопедия «Религия в истории и современности» (RGG, 1909–1913; см. рецензию в БВ, 1909, №2). Впоследствии вышло еще два переработанных ее издания (1927–1932; 1957–1965).

Сторонники Либерально-протестантской школы были полны оптимизма и веры в прогресс, возглавляемый, по их мнению, Германией, «народный дух которой всего более сроден с истинным духом христианства, Германией, которой дано было освободить христианство от посторонних примесей, навязанных ему на протяжении его истории греками и римлянами, и снова восстановить его в первоначальном его виде и силе» (*Зоден). Ход развития мыслился таким образом: *Лютер очистил христианство от римского католицизма, «модернизированные богословы» продолжат его дело, очистят христианство от греческой догматической метафизики и откроют миру истинное учение Иисуса. Но либеральные теологи на этом не остановились: пришла очередь и иудейского пласта в христианстве. Со времени лекций Фридриха *Делича о Библии и Вавилоне участились нападки на Ветхий Завет, который предлагалось вообще изъять из Церкви. И наконец, разрушительная работа, против воли богословов, поставила под угрозу саму христианскую веру, даже в том ее ущербном виде, какой ей придали либеральные теологи. Оценивая просветительные брошюры религиозной истории, выпускавшиеся Либерально-протестантской школой в 10-х гг., *Булгаков отмечал, что они могут «воспитывать лишь религиозную беспринципность и универсальный скептицизм, служить орудием против религии вообще, ибо всякая религия притязает на известный абсолютизм».

Кризис и распад Либерально-протестантской школы. В научном отношении школа достигла больших успехов. Она далеко продвинула исследование Библии, преодолев многие крайности предшествовавших теорий. Была проделана большая работа по *текстуальной, *литературной и *исторической критике Священного Писания. Участие таких крупных ученых, как Гарнак, *Гункель, Зоден, И.*Вайсс, Эрнст Трёльч (1865–1923), завоевало школе высокий авторитет и создало ей ореол подлинного «современного богословия». Однако это не могло предотвратить нового кризиса.

Гарнак считал, что суть благовестия Христа сводится к учению о Боге Отце, этике и ценности бессмертной человеческой личности. Но, поскольку даже эти основы все же имеют характер метафизический, многие либеральные пасторы (например, Ято и Гейдорн в Германии) в конце концов подвергли сомнению и их. Для Либерально-протестантской школы Христос был лишь явлением истории, явлением прошлого. Трёльч писал: «Бог во Христе может означать для нас лишь то, что в Иисусе мы имеем высшее откровение Бога и что образ Иисуса мы делаем средоточием всех самосвидетельств Бога в нашей жизни». Но, поскольку, как показал уже в начале века А.*Швейцер, реконструкции образа «исторического Иисуса» были достаточно произвольны, Либерально-протестантская школа открыла путь для развития *мифологической теории, которая отказалась от реального Христа даже как Человека. Поход против Ветхого Завета привел в Германии к созданию группы «немецких христиан», которые объявили Христа арийцем и охотно пошли на сотрудничество с нацизмом.

Гарнак отнюдь не сочувствовал такому повороту событий, но косвенно способствовал ему, в частности, своей книгой о *Маркионе. «Немецкие христиане» во главе с пастором Л.Мюллером, личным другом Гитлера, одобрили расовые законы и весь нацистский «новый порядок», хотя против него выступали многие видные богословы и библеисты, в т.ч. *Барт, *Бонхёффер, *Борнкамм, *Дайссманн, *Иеремиас, *Бультман, *Лицманн, *Юлихер и другие. Либеральный протестантизм хотел стать позитивной культурной силой в обществе, а в результате оказался на поводу у сил разрушительных. Он был преисполнен веры в науку, прогресс, гуманность, а в итоге стал невольным соучастником кризиса общества и кризиса самого протестантизма.

Наиболее острой критике Либерально-протестантская школа была подвергнута Бартом. Он показал, что она не была, как казалось ее вождям, свободна от догматов, но предпочла веру в «мир», в его несовершенную цивилизацию, вере в Бога и Его Слово. Это было, по выражению Барта, новым идолопоклонством, почитанием кумира, который так же ненадежен, как любой другой кумир.

Тем не менее с распадом Либерально-протестантской школы некоторые ее установки сохранились и даже оказали влияние на противников школы. Это влияние имеет две стороны: позитивную – когда используются ценные результаты библейских исследований Либерально-протестантской школы, и негативную – когда возрождаются попытки строить христианскую мысль и экзегезу вне учения о Богочеловечестве.

● *Бердяев Н., Наука о религии и христианская апологетика, «Путь», 1927, №6; *Булгаков С., Современное арианство, в его кн.: Тихие думы, М.,1918; Гупперт Ф., Итоги четырех столетнего самобытного развития немецкого протестантизма к началу 20 столетия, пер. с нем., Харьков, 1910; Зеньковский В., Кризис протестантизма в Германии, «Путь», 1934, №42; История христианской Церкви в XIX веке, т.1–2, Пг., 1900–1901; Керенский В.А., Школа риглианского богословия в лютеранстве, Каз., 1903; его же, Современное протестантское богословие, Каз.,1915; Современнеые течения религиозно-философской мысли во Франции. Сб. статей, Пг.,1915; Трöльч Э., О возможностях христианства в будущем, «Логос», М.,1910, кн.2; *Троицкий С.В., Защита христианства на Западе, СПб.,1913; *Трубецкой С., Учение о Логосе в его истории, М.,1906; его же, Этика и догматика, Соч., М.,1908, т.2; Христианство в освещении протестантских теологов, СПб.,1914; Шестов Л., Sola fide – Только верою, Париж, 1966; Dillenberger J., Welch C., Protestant Christianity Interpreted through Its Development, N.Y.,1958; Reville J., Le Protestantisme liberal, P.,1903; Roberts E., Liberal Theology, N.Y.,1942.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle