прот. Александр Мень

Источник

Лагра́нж

Лагра́нж (Lagrange) Мари Жозеф, иеромонах (1855–1938), французский католический библеист. Образование получил в Отюнской Духовной семинарии в Париже, где ему присвоили степень доктора права (1878). В следующем году он принял постриг в Доминиканском ордене; а поскольку доминиканцы были в то время высланы из Франции, он завершил богословское образование в Саламанке и Вене. В Вене Лагранж познакомился с немецкой библейской критикой, в которой господствовали *рационализм и скептицизм. Именно тогда Лагранж, по выражению немецкого экзегета А.Шульцера, задумал дать ей бой на ее собственной территории. В 1890 он был направлен в *Палестину, где основал *Иерусалимскую библейскую школу. Начинание имело мало шансов на успех: Лагранж не располагал ни кадрами, ни достаточными средствами, но был убежден, что «этого хочет Бог». Ему пришлось вести продолжительную борьбу на два фронта: против рационалистов, защищая церковное, благоговейное отношение к Слову Божьему, и против консерваторов, отстаивая право богословия на научное исследование Библии. Со своей программой *«исторического метода» экзегезы он выступил на Конгрессе католических ученых (Фрайбург, Германия, 1897) и на страницах «Библейского обозрения» («La revue biblique»), основанного им в 1892. В 1900 Лагранж положил начало серии трудов под общим названием «Библейские исследования» («Etudes bibliques»), куда включил и свои работы. Всего Лагранж опубликовал более 1700 статей и монографий и впоследствии был признан «величайшим французским экзегетом нашего столетия» (*Карминьяк).

«Отец Лагранж, – писал *Карташев, – в своих объемистых трудах, в бесчисленных этюдах... через своих учеников и преданных сотрудников, не без духовных борений внешних и внутренних, с покоряющей интеллектуальной силой и искусством проводил по всей линии библейских проблем начала библейской критики, названной им “историческим методом”. Как глубоко верующему и законопослушному сыну Церкви, о.Лагранжу пришлось пережить немало духовных драм, но конечная победа в этом сдержанном, бесшумном, но огромном состязании со школьно-богословской рутиной осталась за ним» («Ветхозаветная библейская критика», с.9). Напряжение между Лагранжем и церк. властями возникло в связи с подозрением в его причастности к *модернизму (часть книг Лагранжа попала в существовавший тогда индекс запрещенных книг). Ему даже пришлось на время покинуть свою Иерусалимскую школу, но вскоре его правоверие перестало вызывать сомнения, и он снова вернулся к работе.

Лагранж исходил из различия между Откровением и *боговдохновенностью. Откровение, считал он, связано с новыми истинами, которые открываются священному писателю; боговдохновенность же есть воздействие Духа Божьего, которое помогает священному писателю использовать *источники, строить композицию повествования, выбирать слова и т.д. В конечном счете, верховной Причиной, Автором Библии оказывается Бог, что не лишает писателей их активности. В работе «Исторический метод» («La méthode historique», P.,1903) Лагранж утверждал постепенность раскрытия духовных истин в процессе священной истории. Не принимая Исторического эволюционизма, который уподоблял библейскую веру другим религиям, Лагранж призывал считаться с тем фактом, что Ветхий Завет проходил через определенные фазы становления. Лагранж усматривал здесь аналогию с учением о «догматическом развитии Церкви», сформулированным *Ньюменом (а в России *Соловьевым Вл.). Кроме того, Лагранж показал огромное значение, которое имеет для историко-литературного исследования Библии уточнение тех или иных литературных *жанров. Труды Лагранжа убедили многих, что верующий экзегет при изучении Пятикнижия должен учитывать специфику *авторства на *Древнем Востоке и может, не смущаясь, исследовать вопрос об источниках Моисеевых книг. Однако против этих принципов в то время выступали мн. коллеги Лагранжа, особенно его главный противник *Вигуру.

Лагранж внес большой вклад и в новозаветные исследования. Он написал монументальный комментарий к Евангелиям, ставший с тех пор классическим (к Мк. в 1911, к Лк. в 1921, к Мф. в 1923, к Ин. в 1925). В нем он, в частности, высказал мысль, что за греческим текстом Евангелий стоит семитический оригинал (он склонялся к мнению, что этот оригинал был арамейским). По образному выражению Лагранжа, когда специалист по греческому языку открывает Новый Завет и особенно Евангелия, он «переносится в шатры Симовы». Лагранж отрицал возможность полной реконструкции земной жизни Спасителя. «Евангелия, – по его словам, – это единственная жизнь Иисуса Христа, какую можно написать. Остается лишь понять их как можно лучше».

Хотя при жизни Лагранжа перевес оставался за школой Вигуру, сам он пользовался большим уважением и признанием как в Церкви, так и в науке. Он усилил интерес к Писанию, и не только в католических кругах. «Его долгая 83-летняя научно-аскетическая творческая жизнь, – писал Карташев, – легла незабываемой гранью между двумя эпохами римско-католической библейской науки, еще вчерашней докритической и нынешней – критической. Его благочестивый, верующий и верный догматам церкви подход может служить опорой и руководством и нам – православным, еще не начинавшим подвига усвоения библейской критики» (там же).

Труды Лагранжа подготовили поворот, обозначенный энцикликой *Пия XII, которая вышла через 5 лет после смерти экзегета. Она открыла католическим библеистам путь для свободных исследований и дала возможность рецепции ими выводов новой исагогики.

♦ L’Innocence et le Péché, RB, 1897, №6; Historical Criticism and the Old Testament, L.,1905; Le Messianisme chez les Juifs, L.,1909; Synopsis evangelica. Textum Graecum, Barcelona, 1926; L’Evangile de Jésus Christ, P.,1928 (англ. пер.: The Gospel of Jesus Christ, L.,1938); Le Judaïsme avant Jésus-Christ, P., 1931; Histoire ancienne du canon du Nouveau Testament, P.,1933; Critique textuelle, P.,1935; Au service de la Bible, P.,1967.

● *Карташев А.В., Ветхозаветная библейская критика, Париж, 1947; *Князев А.П., О боговдохновенности Священного Писания, ПМ, 1951, №8; Braun F.M., L’œuvre du P. Lagrange, Fribourg, 1943 (англ. пер. The Work of Père Lagrange, Milwaukee, 1963); *Vincent L. (ed.), Mémorial Lagrange, P.,1940; Murphy R.T., Père Lagrange and the Scriptures, Milwaukee, 1947; NCE, v.8.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 2: К-П. - 555, [1] с. ISBN 5-89831-027-4

Комментарии для сайта Cackle