прот. Александр Мень

Источник

Антропосо́фия

Антропосо́фия (от греч. ἄνϑρωπος – человек и σοφία – мудрость) как истолковательница Библии. Антропософией называется оккультно-мистическое учение, представляющее собой возрожденный гностицизм.

Основатель Антропософии – немецкий мыслитель Рудольф Штайнер (1861–1925) примыкал первоначально к теософским кругам, которые в поисках универсальной древнейшей религии внедряли индийские учения, сплавленные с упрощенным эволюционизмом. Штайнер порвал с теософским обществом в начале 20 в. и поставил себе целью построить собственную доктрину на основании опыта европейского христианского мистицизма. Однако христианская фразеология его концепций, получивших название «Антропософии», или «духовной науки», имеет только внешнее созвучие с подлинным христианством. В нее вкладывается совершенно иной смысл.

Антропософия исходит из предположения, что человек способен развить в себе способности, позволяющие ему проникать в сверхчувственные миры и иметь о них достоверную информацию. Опыт Штайнера и сама его личность играют в Антропософии роль абсолютного авторитета. Штайнер был убежден, что сумел познать закономерности истории, бытие духовных существ и тайны высших миров. Этот псевдомистический оккультный опыт он выразил, нарисовав сложную картину бытия, где все подчинено закону перевоплощения (перевоплощаются даже планеты).

Теология Антропософии – пантеистическая. Христология несет на себе печать язычества: Христос – это солнечное Божество, которое послано на землю и в момент крещения соединилось с человеком Иисусом. Смерть Христа на Голгофе изменила астральную оболочку земли. В мистериях древности этот факт был предчувствован (см. Штейнер Р., Мистерии древности и христианство, пер. с нем., М., 912, репр., М.,1990). Наиболее убедительную критику Антропософии дали протоиерей С.*Булгаков («Христианство и штейнерианство», в сб.: «О переселении душ», Париж, 1935) и *Бердяев («Философия свободного духа», Париж, 1925; Спор об антропософии, «Путь», 1930, № 25). Они указали на гностический характер доктрины, согласно которой человек призван освободиться от власти космических сил материи. В то же время пантеизм Антропософии не признает за личностью человека подлинной реальности и ценности. Ее конечная судьба – полное растворение в Божественном.

Штайнер много писал о Евангелиях, трактуя их в гностическом смысле. Его последователь Эмиль Бок (1895–1959) предпринял более широкую попытку истолковать всю Библию в антропософском ключе. Этим толкованиям свойственны безудержная оккультная фантазия, полный антиисторизм и навязывание Писанию абсолютно чуждых ему идей (перевоплощение, связи человека с духовным воздействием, идущим от планет, образ Христа как Солнечного Бога и т.д.).

*Бердяев Н.А., Теософия и антропософия в России, Собр. соч., т.3, Париж, 1989.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle