Анти́чность
Анти́чность и библия. Многоликая и богатая культура античности, сложившаяся в средиземноморском регионе, оказала воздействие на весь древний мир, а затем и на средневековую и новую Европу. Это воздействие затронуло религиозную, философскую, правовую, научную области, а также искусство, быт и технику. Без определяющего влияния античности вся история мира была бы иной.
Библейский мир до 4 в. до н.э. был изолирован от мира античного. В Ветхом Завете греки упоминаются в этот период лишь дважды: в перечне народов – (Быт.10:2,4) (Иаван – ионийцы) и в (Иез.27:13) (ср. также Ис.66:19). Но после включения Иудеи в состав державы Александра Македонского (332) начинаются контакты иудеев с греками, а затем и римлянами. Эти контакты носят на первых порах вполне мирный характер. Греки интересуются *монотеизмом Ветхого Завета и усматривают в нем нечто близкое к идеям индийских философов. Появляются и иудеи, воспринявшие основы греческой культуры. В *диаспоре евреи усваивают греческий язык, что вызывает потребность в переводе Библии (см. статью *Септуагинта). Обычаи и нравы греков проникают в Палестину (см. 1–2 Макк), нередко расшатывая традиционные ветхозаветные устои. В Иерусалиме возникает «эллинофильская» партия, которую возглавляет первосвященник Иасон. Но в 70-х гг. 2 в. до н.э. мир нарушается попыткой Антиоха IV Епифана (175–164) насильственно навязать евреям языческую религию. Вспыхивает Маккавейское восстание, результатом которого стало восстановление независимости Израиля. С этого периода отношения между иудеями и греками резко обостряются, что приводит к жестоким столкновениям (особенно в Александрии). Отказ иудеев принять эллинскую веру и образ жизни рассматривается как варварское сопротивление цивилизации.
Тем не менее на уровне богословском и философском диалог не прекращается. Иудейский писатель Аристобул (2 в. до н.э.) находит много общего в Библии и античной философии и объясняет это тем, что древние греки заимствовали свои доктрины из Писания (позднее эту точку зрения воспримут ранние отцы Церкви). Книга Премудрости Соломона написана под очевидным влиянием античной. литературы. В свою очередь, в греко-римской среде растет интерес к библейской религии (Псевдо-Лонгин, Гекатей), вызывая к жизни движение прозелитизма. В евангельскую эпоху *койне стал общим языком евреев и всего остального населения Римской империи, что благоприятствовало апостольской проповеди. Приход в Церковь множества прозелитов способствовал усвоению христианством ряда античных понятий (в которые было вложено новое содержание). Хотя Евангелия и послания еще проникнуты семитическим стилем, характерно, что вся новозаветная каноническая литература написана уже не на *арамейском языке – языке Христа Спасителя и первых апостолов, а на койне, и, т.о., в литературном отношении является уже частью греческой письменности. В дальнейшем происходит достаточно быстрая и активная эллинизация христианства.
В античном мировоззрении есть немало точек соприкосновения со Священным Писанием, особенно в греко-римской философии:
1) вся эта философия шла по пути поисков высшего Начала, единого Божества, хотя Божество чаще всего мыслилось пантеистически. Заслугой Платона (высоко ценимого отцами Церкви) было признание верховного значения Духа. Божество, на его взгляд, есть высшее незримое Благо, которое постигается отрешенным, умственным созерцанием;
2) философы часто критиковали *политеизм (Ксенофан) и высказывались против почитания идолов (стоики);
3) в платонизме и других влиятельных школах Божество представлялось носителем абсолютного бытия. Точно так же и в библейском мировоззрении бытие принадлежит только Богу (Сущему), Который дарует его Своим творениям;
4) многие философские учения исповедовали «апофатизм», т.е. считали, что Божество не может быть описано никакими человеческими понятиями (см., напр., Платон, Федр, 247c., где высшее Благо полагается в пребывании выше всякой сущности и выше мыслимого бытия).
Тем не менее различий между библейским миросозерцанием и античным было значительно больше:
1) греки рассматривали мир как «космос», как некую законченную гармонию частей, как структуру, пребывающую неизменной; в Библии же мир (евр. עולם, ола́м) есть нечто, помещенное во времени, подверженное изменениям, вплоть до полного преображения в Царстве Божьем;
2) античность искала Бога в природе; Библия видит деяния Господни прежде всего в истории человеческого рода;
3) античность, вслед за *Древним Востоком, верила в круговое, цикличное движение мира и истории, в то время как для Библии история есть уникальное, необратимое становление, имеющее свою цель в высших замыслах Божиих (см. статью *Историзм Священного Писания);
4) для большинства греческих философов мир делился «горизонтально», на высшее, незримое, и низшее, видимое; для библейских мудрецов и пророков – на «мир сей», мир нынешний (евр. הזה העולם, ха-ола́мха-зе), и мир грядущий (евр. הבא העולם, ха-ола́м хаба);
5) в греч. философии (особенно в стоицизме и у Аристотеля) Бог далек и равнодушен к миру; в Библии мы слышим голос «Бога Живого», Который говорит людям, ищет с ними диалога (Завет, Откровение, Обетование);
6) в своих поисках философы чаще всего полагались на силу разума, формальную логику и диалектику, в то время как библейский человек ориентировался только на веру, которая является ответом на Божий призыв;
7) для платоников и последователей других школ высшим благом было освобождение от материи (бессмертие души), между тем как Библия признавала ценность материи как творения Сущего и возвещала воскресение мертвых.
Это лишь некоторые черты различия, из-за которых возникло немало трудностей в эпоху эллинизации христианства. Задачу соединить библейское понимание мира и человека с приемлемыми для христианства элементами античности выполнили отцы Церкви. См. статьи *Маккавейские Книги; *Премудрости Соломона Книга; *Эллинизм и Библия.
• *Арсеньев Н.С., Эллинистический мир и христианство, Варшава, 1933; *Гэтч Э., Эллинизм и христианство, в кн.: Общая история европейской культуры, СПб.,1911, т. 6; *Ловягин Е.И., Об отношении писателей классических к библейским, по воззрению христианских апологетов, СПб.,1872; *Мещерский Н.А., Екатей Абдерский и его отношение к иудеям, в кн.: Язык и литература, Л., 1927, т.2, вып.2; Плотников В., Отношение древнего иудейства к греческой образованности, ПС, 1884, № 9; Попов И.В., Элементы греко-римской культуры в истории древнего христианства, ВФП, 1909, кн.1(96), №1/2; *Рыбинский В.П., Религиозное влияние иудеев на языческий мир в конце ветхозаветной и начале новозаветной истории и прозелиты иудейства, ТКДА, 1898, №11–12; Семенов И.И., Иудеи и греко-римский мир во втором веке христианской эры, «Ученые записки историко-филологического факультета Московского университета», вып.34, М.,1905; Спасский А., Эллинизм и христианство, Серг.Пос., 1913; *Струве В.В., Упоминание иудеев в ранней эллинистической литературе, «Зап. коллегии востоковедов при Азиатском музее АН СССР», 1927, т.2, вып.2; *Терновский С.А., Иудеи рассеяния и их религиозная пропаганда, ПС, 1881, №2; Фон Добшитц Е., Греческий мир и христианство, в кн.: Христианство в освещении протестантских теологов, СПб.,1914; Штерк В., Иудейство и эллинизм, в кн.: Христианство в освещении протестантских теологов, СПб., 1914. Библиография по античной философии см.: Светлов Э. (Мень А.В.), История религии, т. 4. Дионис, Логос, Судьба, Брюссель, 1971, переизд., М.,1992. См. также работы *Аверинцева, *Буткевича, *Поснова, *Хенгеля, *Шюрера.