Антиохи́йская шко́ла
Антиохи́йская шко́ла экзегезы возникла в Сирии в конце 3 в. Основателем ее считается священномученик. *Лукиан, хотя он имел предшественников, о которых почти не сохранилось сведений. Область, где возникла школа, географически примыкала к местам священных событий, поэтому комментаторы Антиохийской школы были близко знакомы с палестинскими обычаями и средой, сохранившими отголоски глубокой древности.
Богословы Антиохийской школы стремились избегать произвольных толкований *аллегорического метода и на первое место ставили отыскание прямого смысла Библии. Делался акцент на конкретной обстановке, в которой протекала священная история, что сближает экзегезу Антиохийской школы с современным методом выяснения *«жизненного контекста». Антиохийцы первыми пытались в процессе толкования прибегать к *исторической критике, причем некоторые из них высказывали весьма свободные суждения. Другой характерной особенностью Антиохийской школы было сосредоточение на нравственных проблемах. Существует мнение, что в отличие от *александрийской школы, ориентированной на Платона, Антиохийская школа предпочитала методы Аристотеля, что порождало своеобразный «рационализм» в толковании (не смешивать с последовательным *рационализмом в библеистике).
Учениками сщмч. Лукиана были Евсевий Никомедийский, Леонтий Антиохийский и др. Расцвета Антиохийская школа достигла в 4 в. Представителями ее были *Диодор Тарсийский, свт. *Иоанн Златоуст, *Феодор Мопсуестский, блж. *Феодорит Киррский. Из Антиохийской школы вышли основатели ересей Арий и Несторий. В тесной связи с Антиохийской школой находилась и *эдесская школа экзегетов.
• *Глубоковский Н.Н., Св. апостол Павел и павлизм антиохийской богословской школы (в ее экзегетической и догматической деятельности за период I-IV Вселенских Соборов), в кн.: Труды 5-го съезда русских академических организаций за границей, ч.1, София, 1932; Иванцов-Платонов А.М., Религиозное движение на христианском Востоке в 4 и 5 вв., М.,1881; *Карташев А.В., Вселенские Соборы, Париж, 1963, переизд.: М.,1994; *Лебедев А.П., История Вселенских Соборов, ч.1–2., СПб.,19043; Пигулевская Н.В., Культура сирийцев в средние века, М.,979; Соколов П.С., Толкование ветхозаветных писаний в антиохийской школе, М., 1888; *Филарет (Гумилевский), Историческое учение об отцах Церкви, т.1–3, СПб., 18822. Иностранную библиографию см.: Enc. Kat., t.1, s.647.