прот. Александр Мень

Источник

Андре́ев

Андре́ев Иван Дмитриевич (1867–1927), русский православный историк церкви и библеист, представитель *русской библейско-исторической школы. Родился в Орловской губернии, в семье сельского священника. Окончил Орловскую Духовную семинарию и Московскую Духовную академию (1892). Преподавал философию в Таврической Духовной семинарии; в 1895 перешел в МДА, где защитил магистерскую диссертацию и занимал кафедру всеобщей истории. В 1906–1907 – редактор журнала «Богословский вестник». В 1907 избран на кафедру церковной истории Санкт-Петербургского университета, с 1910 проректор университета. В 1916–1917 сотрудник журнала «Церковь и жизнь». Продолжал работать в университете вплоть до 1924, позже преподавал на богословских курсах.

Главные исторические труды посвящены Византии и, в частности, свт.*Фотию. Будучи редактором отдела церк. истории Нового энциклопедического словаря (НЭС), Андреев поместил там несколько десятков статей по библейской науке. В них он с большой полнотой отразил тогдашнее состояние библеистики. Его статьи не потеряли актуальности и сегодня, несмотря на некоторую тенденцию к *гиперкритицизму.

Хотя Андреев признавал, что «частое употребление слов и оборотов, выказывающих арамейское влияние», может быть свидетельством послепленного происхождения текста, однако настаивал на осторожном применении этого критерия. По его словам, «в дошедшей до нас письменности Ветхого Завета мы имеем только часть литературы еврейского народа. Поэтому представляется рискованным приписывать слову позднее происхождение только на том основании, что оно встречается в произведениях позднейшего времени».

Следует подчеркнуть, что Андреев считал вопрос об *авторстве и датах священных книг чисто научным и не ставил изучение его в зависимость от духовной и канонической ценности текста. Вывод о священном писателе и времени написания священной книги, по мнению Андреева, есть искомое, а не нечто заданное изначально. «Притязания на принадлежность известному автору, – пишет он, – далеко не всегда основательные, могли быть порождены желанием поставить книгу под защиту большого имени. Иногда эти притязания заявляются не самой книгой, а преданием (например, Пятикнижие Моисея, Книга Иисуса Навина, первые две Книги Царств, или Самуила, Книга Даниила, Книги Ездры и Неемии). Библейская критика здесь обязана проверить, согласно ли предание с содержанием данных произведений» (Критика библейская, НЭС, т. 23).

Статьи Андреева в НЭС часто анонимны или подписаны инициалами; Апокрифы; Апостольские Деяния, т.3; Библейская история; Библия, т.6; Братья Господни, т.7; Даниил, т.15; Евангелия; Евреям Послание; Екклезиаст, т.17; Исагогика, т.19; Иаков Праведный; Иегова; Иеремия; Канон библейский, т.20; Моисей, т.26; Пособие по истории Церкви, СПб., 1914 (литогр. изд.).

Голубцов. МДА, т.2, ч.4, с.77; НЭС, т. 2; ПБЭ, т.1, с.755–756.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle