прот. Александр Мень

Источник

Исто́рия библе́йская

Исто́рия библе́йская, условный термин, означающий историческую реконструкцию всех событий, которые описаны в Библии. В богословском смысле понятие Истории библейской совпадает с понятием «священная история», или *«история спасения». Однако библейская историография 19–20 вв. постепенно отказалась от самой идеи Истории библейской и сохранила ее как целое только для популярных и учебных курсов. Последней научно-богословской попыткой дать общую картину Истории библейской был труд *Лопухина «Библейская история при свете новейших исследований и открытий», который начинался с миротворения и кончался апостольским временем. Но и эта работа уже встретила резкую критику со стороны православных богословов, которые усомнились в правомерности Истории библейской как особого историографического жанра. Большинство критиков считало, что История библейская должна рассматривать лишь историю религии в рамках истории древнего Израиля (начиная с Авраама) и первоначального христианства. Указывалось, в частности, что *Пролог Книги Бытия (Быт.1–11) охватывает слишком большой отрезок времени и освещен слишком схематично (с главным акцентом на богословском учении), чтобы его содержание можно было ставить в один ряд с другими разделами Ветхого Завета.

В библейском *богословии ценность понятия Истории библейской (как «истории спасения») сохраняется, хотя и вызывает дискуссии. У протестантов не существует единой концепции относительно Истории библейской. Одни богословы радикально отвергают значение исторических фактов (тенденция, идущая от *Лессинга и нашедшая в 20 в. отражение у *Бультмана) и считают важным лишь внутренний, экзистенциальный аспект библейских сказаний. Другие (например, *Кульманн), признавая роль внутреннего фактора, убеждены, что сами события Истории библейской имеют огромное значение. Православная и католическая точка зрения исходит из идеи Истории библейской как истории Домостроительства, осмысленной еще св. отцами. Однако не все толкователи согласны в определении хронологических рамок истории спасения. Если для прот.*Булгакова и *Тейяра де Шардена эта история имеет космическое измерение, то другие богословы (прот.*Клингер) видят ее начало в первом сотериологическом событии Ветхого Завета – Исходе. По словам Клингера, «период от Исхода одного народа до эсхатологических свершений в других народах может быть в тесном смысле назван историей спасения».

[*Андреев И.Д.] Библейская история, НЭС, т.6; *Богородский Я.А., К вопросу о библейской истории миротворения, Каз.,1890; Валетон И., Израильтяне, в книге: «Иллюстрированная история религий», под ред.Ф.П.Шантепи де ла Соссей, СПб., 1913, т.1, М.,19922; *Кассиан (Безобразов С.С.), Христос и первое христианское поколение, Париж, 1950; Катанский А.А., Об изучении библейского новозаветного периода в историко-догматическом отношении, ХЧ, 1872, №1,2; *Лопухин А.П., К вопросу о том, что такое библейская история, ЦВ, 1890, №39,40; *Филарет (Дроздов), Начертание церковно- библейской истории, СПб.,18396; *Юлихер А., Религия Иисуса и начала христианства до Никейского Собора, в книге: Общая история европейской культуры, т.5, СПб., 1908; *Cullmann O., Christus und die Zeit, Z., 1946 (англ. пер.: Christ and Time, Phil., 1950).


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle