прот. Александр Мень

Источник

Истори́ческий эволюциони́зм

Истори́ческий эволюциони́зм в библеистике, попытка рассматривать развитие библейской религии как естественный процесс совершенствования, подчиненный только общим законам истории. Эта точка зрения возникла не в результате непосредственного изучения Священного Писания, а как дань определенным философским доктринам 18–19 вв.

1. Еще римский поэт Лукреций (99–55 гг. до н.э.) высказал догадку, что история человечества началась с периода дикости. Его взгляд был возрожден «просветителями», сформировавшими в 18 в. теорию прогресса (А.Кондорсэ, Ф.Вольтер, *Гердер, *Лессинг). Согласно этой оптимистической теории, жизнь человеческого рода восходит от низших стадий ко все более совершенным. *Гегель связал прогресс со своей идеей диалектического раскрытия в мире Абсолютного Духа. В 1842 О.Конт представил историю духа в виде 3 фаз: фиктивной, или теологической (фетишизм, политеизм, *монотеизм), абстрактной, или метафизической, и позитивной, или научной. Биологический эволюционизм, обоснованный Ч. Дарвином (1859), был воспринят историками как подтверждение теории прогресса.

2. Рационалистическая экзегеза радикального крыла протестантизма усвоила представление о развитии культуры по линии прогресса и применила его к ветхозаветным исследованиям. Первые шаги в этом направлении были сделаны *Де Ветте, *Эвальдом, *Графом. Картина эволюции библейской религии приняла следующую форму: 1) языческая или полуязыческая фаза времен патриархов; 2) национальный *генотеизм времен Моисея, судей и первых царей; 3) развитый монотеизм пророков; 4) завершение процесса в законническое *иудействе. Эта схема стала почти догматом у представителей школы *Велльхаузена, хотя оценка конкретных деталей была у разных экзегетов неоднозначной. Крайним выводом Исторического эволюционизма в библеистике стало отрицание историчности патриархов, которых объявили богами древнеизраильского пантеона (Н.*Никольский ).

3. Критика Исторического эволюционизма шла в 3 направлениях. Общие историософские концепции теории прогресса подверглись в 20 в. коренному пересмотру. Исследование обществ, находящихся на первобытной стадии цивилизации, показало, что «примитивный человек» отнюдь не так примитивен, как это считалось прежде. В его религии присутствуют возвышенные представления о Творце, о природе и обществе, которые теория прогресса приписывала лишь культурным народам (работы В.Шмидта, П.Радина, В.Копперса, Э.Дюркгейма, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Стросса).

Процесс исторического становления оказался гораздо более сложным, чем та прямолинейная схема, которая была создана «просветителями». Культура знала периоды взлетов и упадка, причем отдельные ареалы обладали собственной динамикой. На смену линейному прогрессизму пришли концепции плюралистической истории отдельных культурных формаций, которые совершали параллельные циклы развития (О.Шпенглер насчитывал их около 5, а *Тойнби более 20). Успехи библейской *археологии помогли современным библеистам преодолеть взгляды Исторического эволюционизма на патриархов и Моисея. Мнение об Аврааме как о божестве было оставлено; многие библеисты вернулись к убеждению, что возвышенная религия Моисея предшествовала религиозному упадку времен судей (*Брайт, Р.*Киттель, *Олбрайт). Еще в начале 20 в. *Тураев пришел к выводу, что ход истории ветхозаветной религии «необычен» и к нему нельзя прилагать обычные закономерности (ИДВ, т.2, с.67).

Однако существует и позитивное зерно в Историческот эволюционизме. Ветхозаветная история не отражает однородной, статичной религии. Представления о Боге очищались и возвышались в процессе усвоения богооткровенных истин. Выражение этих истин в Ветхом Завете соответствовало определенным фазам религиозно-нравственного состояния народа. Если первоначально на первый план выступает неисповедимая сила Божия, то позднее она восполняется понятием божественной любви. *Антропоморфизм древнейших частей Библии смягчается у пророков. Эта корреляция между *Откровением и уровнем сознания есть один из аспектов богочеловеческого характера библейской религии.

Прот.*Буткевич Т.И., Религия, ее сущность и происхождение, кн.1–2, Харьков, 1902–1904; Карсавин Л.П., Философия истории, Берлин, 1923; то же, СПб.,1993; *Лебедев А.С., Ветхозаветное учение во времена патриархов, вып.1, СПб.,1886; *Покровский А.И., Библейское учение о первобытной религии, Серг.Пос.,1901; Рашковский Е.Б., Востоковедная проблематика в культурно-исторической концепции А. Дж.Тойнби, М.,1976; Bright J., A History of Israel, Phil., 1981; Dawson Ch., Progress and Religion, Garden City (N.Y.), 1960; *Wright G.E., Biblical Archaeology, Phil., 1962; см. статью *Монотеизм.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle