прот. Александр Мень

Источник

Иоа́нна апо́стола посла́ния

Иоа́нна апо́стола посла́ния, три книги, входящие в новозаветный *канон. Послания относятся к числу *Соборных посланий, т.е. обращенных не к одной общине, а ко всей Церкви, хотя во 2 Ин и 3 Ин есть указания на конкретных адресатов. Автор относит себя к тем, кто видел Иисуса Христа во дни Его земной жизни (1Ин.1–3). Во 2-м и 3-м Иоанна апостола послания автор называет себя «старцем» или пресвитером (πρεσβύτερος).

1 Ин., содержание, учение и автор. 1 Ин. не является посланием в строгом смысле слова (см. статью *Жанры литературные). Это вдохновенная проповедь о важнейших основах христианской жизни. Единение со Христом, любовь к Богу и к людям как нечто неразделимое – таковы основные темы этого послания. Апостол обращается к новоначальным всех возрастов. «1 Ин. можно заучить наизусть, – отмечает еп.*Кассиан (Безобразов), – но пересказать его, строго говоря, невозможно. Послание состоит из отдельных афоризмов, часто необычайной глубины, соединение которых представляет собой, может быть, наиболее совершенный пример Иоанновой “цепи”. Всякое деление 1 Ин. на его составные части должно быть признано условным».

Афористический характер послания дал повод ряду экзегетов (напр., *Бультману) считать его мозаичным произведением, сложившимся из разных источников. Но правоту этого мнения доказать невозможно именно в силу литературных особенностей 1 Ин. В нем речь апостола течет единым потоком, в котором нет строго логической последовательности. Попытка *Ломайера вычленить в 1Ин. 7 частей достаточно произвольна. Можно только отметить, что в начале (1Ин.1–2) апостол учит о Боге как о Свете, который противостоит царству «мира», «тьмы» и «антихриста». Истинно верующие, получившие помазание Святого Духа, призваны жить во свете Божьем. Истинно верующий «не согрешает», т.е. вся его воля обращена к Богу. Он уже здесь имеет «жизнь вечную». Он чужд «миру», должен сторониться «всего, что в мире», т.е. в царстве зла и греха. Далее (1Ин.3:1–4:6) конкретно раскрывается таинство жизни в Боге. «Смотрите, какую любовь дал нам Отец, чтобы нам называться и быть детьми Божьими». Апостол повторяет тему противостояния двух миров (ср. аналогии в *Кумране). Закон новой христианской жизни – любовь, но любовь не на словах, а на деле. Заповедь Христа – пребывать в Нем и в любви к людям. «А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам». Апостол предупреждает против духа лжи, отвергающего Христа, пришедшего во плоти. В следующей группе изречений (1Ин.4:7–5:12) апостол возвещает, что Бог есть Любовь и что человек, не любящий брата, не может любить Бога. «Ибо это и есть любовь к Богу, чтобы мы соблюдали заповеди Его». Заключение содержит призыв к прощению грешников и сохранению верных от «мира», который «во зле лежит».

Язык, стиль и учение 1 Ин. настолько близки к 4-му Евангелию, что трудно сомневаться в их принадлежности одному и тому же автору. Предание, которое можно проследить вплоть до 2 в., считает, что им является апостол Иоанн Богослов. Самая ранняя цитата из 1 Ин. относится к 115 г. (свт.*Поликарп. К филиппийцам, 7). На него как на произведение апостола Иоанна ссылаются *Папий, *Климент Александрийский, *Ориген и другие писатели 2–3 вв. Свт.*Дионисий Великий, обладавший тонким критическим чутьем, определенно отождествляет писателя Евангелия от Иоанна и 1 Ин. Выражения, подобные (1Ин.2:7), указывают, что 1 Ин. написано много лет спустя после евангельских событий. Апокалиптические мотивы («последнее время», «антихрист») отличают, однако, 1 Ин. от 4-го Евангелия. В связи с этим высказывалось предположение, что послание предшествует по времени Евангелию от Иоанна. Открытым остается вопрос о лжеучителях, упоминаемых в послании. Наиболее распространенным считается мнение, обоснованное архиепископом *Василием (Богдашевским), согласно которому эти лжеучители были ранними гностиками. У самого апостола часто встречаются слова, связанные с понятием гнозис, знание (1Ин.2:3,5; 3:10,14,16,24; 4:2,6 и др.). Но еще в Ветхом Завете слово даат, знание, фигурирует как синоним веры.

2–3 Ин., содержание, автор. Эти два небольших послания написаны от лица «Старца», «Пресвитера», без упоминания имени. Следовательно, речь идет о лице, хорошо знакомом церквам. При всем сходстве с 1 Ин, в них имеется и ряд отличий. В частности, они являются настоящими посланиями, письмами, а не проповедью. Раннехристианские писатели и отцы Церкви не имели единого мнения об авторе 2–3 Ин. Некоторые из них отождествляли его с *Иоанном Пресвитером (блж.*Иероним. О знаменитых мужах, 9). Однако уже во 2 в. многие были убеждены, что «Старец» – это апостол Иоанн (свт.*Ириней. Против ересей, III,16,8). В 4 в. на Лаодикийском соборе (см. статью *Поместные соборы) 2–3 Ин были включены в Новый Завет как боговдохновенные апостольские писания.

2 Ин. адресовано «возлюбленной госпоже и детям ее». По мнению одних экзегетов, имеется в виду некая уважаемая христианка; другие же (их большинство) считают, что госпожой названа некая поместная церковь. Послание написано с целью предостеречь от проповедников, сеющих лжеучения и отрицающих «Иисуса Христа, пришедшего во плоти».

3 Ин. обращено к главе общины Гаию и имеет характер частного письма. Оно вызвано сопротивлением апостольскому авторитету со стороны некоего Диотрефа. Таким образом, 3 Ин. касается не столько вероучения, сколько церковной дисциплины. Живая связь руководства общин с апостолами есть залог сохранения единства и чистоты Церкви. Гай являет пример такой верности, Диотреф же, напротив, самочинно распоряжается в общине, не считаясь с апостолом. Ни послания Старца, ни уполномоченные им «странники» не были приняты Диотрефом. Мало того, он принуждал собратьев поступать так же, отлучая от общения всех верных Старцу лиц. Старец поручается за своего сподвижника Димитрия и обещает посетить общину, волнуемую нестроениями. 3 Ин. указывает на важность сохранения единства Церкви и свидетельствует, что анархические, раскольнические тенденции возникли среди христиан очень рано.

Митр.*Антоний (Храповицкий), Творения св. апостола Иоанна Богослова, Варшава, 1928; Баркли У., Толкование Послания Иоанна и Иуды, пер. с англ., Вашингтон, 1986; *Богдашевский Д.И., Лжеучители, обличаемые в первом Послании апостола Иоанна, К., 1890; *Бухарев А.М., О соборных Апостольских Посланиях, БТ, сб.9, 1972; [*Глаголев А.] Первое Соборное Послание св. Апостола Иоанна Богослова. – Второе Соборное Послание св. Апостола Иоанна Богослова. – Третье Соборное Посл. св. Апостола Иоанна Богослова, ТБ, т.10, с.308–350; *Глубоковский Н.Н., Замечания о I послании св. Апостола Иоанна Богослова, ХЧ, 1904, №6; еп.*Евдоким (Мещерский), Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов, его жизнь и благовестнические труды, Серг.Пос., 1898; архиеп. Евсевий (Орлинский), Беседы на Первое Соборное послание св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, СПб., 1864; прот. Зефиров Н., Общедоступное объяснение апостольских посланий, Могилев, 1912; Апостол. Деяния и послания апостолов с Апокалипсисом. На слав. и рус. наречии. С предисловием и подробными объяснениями еп. Михаила, кн.1–2, Киев, 19052; еп.*Никанор (Каменский), Толковый апостол, ч.1–3, СПб.,1904–1905; Питирим, архим. Волоколамский, Пастырская дидактика св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ЖМП, 1984, №3; прот. *Полотебнов А. (предисловие, примечания), Иоанн Богослов. Соборные послания апостола любви св.Иоанна Богослова I, II, III на слав. и рус. наречии, М., 1875; Сагарда Н., Первое соборное послание св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова, Полтава, 1903; его же, Соборные послания апостола и евангелиста Иоанна Богослова, ПБЭ, т.6, с.837–861; *Фаррар Ф.В., Первые дни Христианства, ч.1– 2, СПб., 1888; *Херасков М.И., Послания апостольския и Апокалипсис, Владимир, 19073; *Brown R., The Community of the Beloved Disciple, N.Y., 1979; *Bruce F., The Epistles of John, L., 1970; Laplace J., Discernement pour temps de crise, P., 1978; Perkins Ph., The Johannine Epistles, Chi., 1979; Stott J.R., Epistles of John, Grand Rapids (Mich.), 1964; JBC, v.2, p.404–413; RFIB, v.2; NCCS, p.1257–1262.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle