прот. Александр Мень

Источник

Инноке́нтий

Инноке́нтий (Иван Алексеевич Борисов), архиепископ (1800–1857), русский православный проповедник, писатель и экзегет. Родился в семье священника в г. Ельце Воронежской губернии; в 1819 окончил Орловскую Духовную семинарию, высшее образование получил в Киевской Духовной академии. По окончании академии (1823) переехал в Петербург, принял монашество и стал преподавать в духовных школах. Будучи профессором и инспектором Санкт-Петербургской Духовной академии, Иннокентий проявил себя как талантливый проповедник и писатель. В 1830 назначен ректором КДА, для которой он за несколько лет сделал очень много. Трудился он и для духовного просвещения народа, основав, в частности, журнал «Воскресное чтение» (1837). В 1840 хиротонисан во епископа Вологодского, в том же году переведен в Харьков, а в 1848 назначен архиепископом Херсонским и Таврическим. В 1841 Иннокентий избран членом Российской Академии наук. Он пользовался большой популярностью как «русский Златоуст» и добрый архипастырь. Во время Крымской кампании святитель проявил удивительное мужество, не покинув свою паству в годину испытания.

Широкие литературные и философские интересы Иннокентия вызывали недовольство у консерваторов, но авторитет архиепископа остался непоколебимым в Русской Православной Церкви. Его проповеди (около 500) издавались и переиздавались вплоть до первых десятилетий 20 в. и были любимым чтением в различных слоях общества (их переводили и на иностранные языки). Издательство М.Вольфа выпустило собрание его трудов в серии классиков русской литературы.

Наиболее известным из библейских сочинений Иннокентия была книга «Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа» (1-е изд., ХЧ, 1828–1830; позднее много раз переиздавалась). Блестяще написанная, эта книга была первым в России опытом историко-художественного изложения евангельских событий. Аналогичным опытом явилась и «Жизнь св. апостола Павла» (М., 1828).

Несколько иной метод был избран святителем в книге «Чтение евангельских сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа до вступления Его в открытое служение спасению рода человеческого» (Соч., т.11, СПб., 1877). Это не столько связное повествование, сколько комментарий к начальным главам Мф. и Лк., однако автор сам признает, что не имел намерения «пускаться в ученые исследования». Книга рассчитана на широкий круг читателей и написана тем же прозрачным классическим слогом, что и прочие труды. Его проповеди являются, по большей части, размышлениями над Словом Божьим и содержат толкования ко многим местам Писания. В трактате «О религии откровенной» (Соч., т.11, СПб., 1877) Иннокентий касался православного учения о Библии и указывал на необходимость библейской критики, которая исследует «подлинность памятников и достоверность свидетельств».

Сочинения Иннокентия, архиеп. Херсонского и Таврического, т.1–12, СПб.-М., 19012.

Барсов Н.И., Материалы для биографии И. Борисова, архиеп.Херсонского и Таврического, вып.1–2, СПб., 1884–1888; его же, Архиеп. Иннокентий (Борисов) по новым материалам для его биографии, СПб., 1884; иерод. Борис (Бален де Балю), Иннокентий, архиеп. Херсонский и Таврический, ЖМП, 1967, №5; *Буткевич Т.И., И. Борисов, бывший архиеп.Херсонский, СПб.,1887; Кондаков В.А., И. Борисов, архиеп. Херсонский и Таврический в письмах 1822–1855, «Русская старина», 1881, т.32, № 1; Венок на могилу высокопреосвященного Иннокентия, архиеп. Таврического, изданный М.Погодиным, М., 1867; *Протопопов В., Иннокентий, архиеп. Херсонский, ЖМП, 1957, №4; Ястребов М.Ф., Высокопреосвященный Иннокентий (Борисов) как профессор богословия КДА, ТКДА, 1900, № 2.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle