прот. Александр Мень

Источник

Евфи́мий

Евфи́мий (Εὐφήμιος) Зигабен (Зигавин, Зигаден) (ум. после 1118), византийский богослов и экзегет. Евфимий жил в Константинополе в эпоху последнего культурного расцвета Византии при Комнинах. Он получил хорошее образование, стал придворным ритором, однако удалился от мира, чтобы вступить в один из константинопольских монастырей. После пострига Евфимий продолжал заниматься литературным трудом.

Из экзегетических работ Евфимия сохранились толкования на Псалтирь, Четвероевангелие и на все послания. Эти комментарии компилятивны по характеру, но представляют ценность как свод мнений св. отцов. Своему сочинению о Псалтири Евфимий предпослал обширное введение, в котором говорится об обстоятельствах написания псалмов, об их нравственном и прообразовательном смысле и дается краткая история псалмов. Это введение отражает уровень экзегетических знаний в средневековой Византии (в частности, все 150 псалмов – даже те, что не носят имя Давида, – Евфимий приписывает ему). Мнения древних толкователей Евфимий приводит, как правило, не называя их. Вообще его личный вклад в экзегетику, по оценке А.П.Лебедева, был невелик. Более самостоятельным представляется его комментарий к Новому Завету. Он пытался решить некоторые экзегетические трудности, например, было ли три помазания Христа миром или два? Где произошло отречение Петра: в доме Анны или Каиафы? Почему Господь сказал: «Отец Мой более Меня» (Ин.14:28)? Во всех этих случаях Евфимий прибегает к собственным умозаключениям. В отличие от свт. *Иоанна Златоуста Евфимий насчитывает 2 помазания; вопрос о Петре решает гипотезой, что Каиафа и Анна жили в одном доме, а слова Спасителя в Ин.14 объясняет тем, что Он вынужден был учитывать степень понимания Своих слов учениками.

Иногда Евфимий использовал в толковании Евангелий *аллегорический метод. В целом «объяснения его кратки и сжаты; попытки примирить разногласия евангелистов часто очень удачны» (С.В.Троицкий). Апокалипсис Евфимий не включил в свой комментарий, сомневаясь, по-видимому, в его подлинности (он говорит о нем как о «так называемом Откровении»).

Migne. PG, t.128–131. Отдельно изданы комментарии Евфимия на все Послания апостола Павла, обнаруженные в конце 19 в.: Commentarius in XIV Epistolas St. Pauli et VII Catholicas, Ed. Nicephorus Calogeras, t.1–2, Athenis, 1887; в рус. пер.: Толковая Псалтирь, К.,1883; Толковое Евангелие от Матфея, К.,1886; Толковое Евангелие от Иоанна, К.,1887; Толкование пастырских посланий апостола Павла, Тула, 1894; Толкование Послания апостола Павла к Евреям, Тула, 1897.

*Лебедев А.П., Исторические очерки состояния Византийско-Восточной Церкви от конца XI до половины XV в., Собр. церковно-исторических сочинений, М.,19022, т.7; ПБЭ, т.5, с.262–64.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle