прот. Александр Мень

Источник

Ева́грий

Ева́грий (Εύάγριος) Понтийский (ок.345–399), греческий подвижник, духовный писатель и экзегет. Родился в провинции Понт (Черноморское побережье Малой Азии). В молодые годы увлекался философией; был близок к свт.*Василию Великому, который поставил его чтецом. Он пользовался также расположением свт.*Григория Нисского и свт.*Григория Назианзина, рукоположившего его в диаконы. После II Вселенского собора (на котором Евагрий присутствовал в качестве участника) Евагрий побывал в Египте и вернулся в Константинополь к новому патриарху Нектарию. Но вскоре, спасаясь от постигших его искушений (от страсти к женщине), он покинул столицу и удалился в пустыню (сначала в Палестинскую, а в 383 – в Египетскую). В Египте он сблизился с великими учителями монашества, с Макарием Египетским и Макарием Александрийским. Два года Евагрий провел в Нитрии и 14 лет в Келлии. Феофил Александрийский решил поставить его в епископы, но Евагрий тайно скрылся.

Как и его учитель свт. Василий Великий, Евагрий был одним из первых аскетических писателей, вышедших из образованной среды. Ему принадлежит ряд книг, которые включают краткие поучения о подвижнической жизни («Главы о деятельной жизни», «Зерцало для иноков», «Гностик», «О молитве» и др.). С Евагрия начинается традиция писаний об умной молитве. Вся эта традиция в той или иной степени испытала его влияние. Но, как замечает протоиерей И. Мейендорф, влияние трудов Евагрия «было, к сожалению, не только положительным: через них... монашество Востока усвоило язык платонизма, который, правда, был языком того времени и, следовательно, был неизбежен, но который тем не менее грозил увлечь духовность пустыни в направлении, чуждом Евангелию». Спиритуализм Евагрия, заимствованный им у *Оригена, привел к осуждению его взглядов на V Вселенском соборе. Однако сочинения Евагрия продолжали оставаться авторитетными и иногда издавались под именем прп. Нила Синайского.

Экзегетические писания Евагрия целиком не сохранились. Фрагменты его «Толкования на Псалмы» содержатся в древней Selecta in Psalmos, как это доказал католический патролог Г.У.фон Бальтазар. В библейских *катенах уцелели комментарии Евагрия на Притчи Соломоновы. В начале нашего века М. Фаульхабер отыскал 25 его пояснений к Книге Иова. Известно, что Евагрий толковал Евангелие от Луки. Все комментарии Евагрия несут на себе печать оригеновского аллегоризма и спиритуализма. Например, Евагрий пишет: «Когда ум, совлекшись ветхого человека, облечется в того, который от благодати, тогда и свое состояние узрит он во время молитвы, подобно сапфиру или небесному цвету, что Писание именует и “местом” Божиим, какое видели старцы на горе Синайской» (Главы о деятельной жизни к Анатолию, 70). Повеление пророка Иеремии – не иметь жены и детей – Евагрий толкует не только буквально, но и иносказательно, как образ отказа от «плотских помыслов и желаний». Основной целью Евагрия было извлечь из Библии нравственные уроки для подвижнической жизни. В своем «Зерцале» он подражал афористическому стилю Книги Притчей Соломоновых.

SC, t.170–171, в рус. пер.: Евагрия монаха наставления о подвижничестве, в книге: Добротолюбие, М., 19054, т.1; Слово о молитве, там же, М., 19133, т.2; Увещание к монахам, там же (приписано прп. Нилу Синайскому).

Палладий Еленопольский «Лавсаик» , пер. с греч., СПб.,18733; ПБЭ, т.5, с.168–170; Сократ Схоластик, Церковная история, пер. с греч., СПб.,1850; *Троицкий И.И., Обозрение источников начальной истории египетского монашества, Серг. Пос., 1906; ODCC, р.484–485.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle