Дюше́н
Дюше́н (Duchesne) Луи, священник (1843–1922), французский католический историк древней Церкви. Дюшен изучал богословие в Риме. Рукоположен в 1867. Под влиянием своего учителя Де Росси проникся интересом к церковной археологии. Преподавал историю древней Церкви в ряде высших учебных заведений, в т.ч. в Католическом институте Парижа (1877–1885), где с 1877 был профессором. С 1895 до конца дней состоял директором Французской археологической школы (Рим). Дюшен участвовал в научных экспедициях по Италии, Греции, М. Азии и Афону, где открыл и изучил множество древних манускриптов. В 1900 папа Лев XIII назначил Дюшена апостольским протонотарием. С 1888 член Академии надписей. В 1910 избран во Французскую академию.
Дюшен не был библеистом; его труды касались главным образом литургики, агиографии, истории папства и патрологии; однако одна из основных его работ затрагивает историю апостольского времени и книг Нового Завета. Этот труд – «L’histoire ancienne de l’Eglise» (vol.1–3, P., 1908–1911, в русском переводе: «История древней Церкви», под ред. И.В.Попова и А.П.Орлова, т.1–2, М., 1912–1914), – сначала выходил и переводился беспрепятственно, но перевод его на итальянский язык вызвал недовольство церк. властей. Труд Дюшена был внесен в существовавший тогда индекс запрещенных книг. Автора обвиняли в склонности к *«модернизму», против которого в то время велась решительная борьба. Однако Дюшен никогда не был модернистом в обычном смысле слова. Модернизм исходил из определенных философских теорий, уводивших от исконных христианских принципов. Между тем Дюшен в своих исследованиях, стремясь к возможной объективности, избегал предвзятых идей. Он считал себя представителем «среднего направления», которому были чужды и шаткие гипотезы, и слепое следование традиционному богословию. «Я чувствую одинаковое отвращение, – писал он, – к нелепостям иных теорий, как и иных легенд». Дюшен подчеркивал, что главными гонителями Иерусалимской церкви были *саддукеи, а не *фарисеи. Что же касается *ессеев, то он считал возможным последующее обращение части их в христианство. Дюшен повествует о раннем периоде истории Церкви, опираясь лишь на самые надежные свидетельства. Он сжато, но ярко и убедительно изображает столкновение апостола Павла с единомышленниками апостола Иакова, в среде которых «смелые новшества Павла были скорее терпимы, чем признаны». Разногласия в первых общинах привели, по Дюшену, к возникновению ересей уже в самое раннее время.
Суммируя свои взгляды на происхождение синоптических Евангелий, Дюшен пишет: «Сверх того общего факта, что Евангелия были даны Церкви апостолами или их непосредственными учениками, результаты, к которым приводит нас самая осведомленная, проницательная и даже самая смелая критика, всегда имеют нечто неясное и гадательное... Христианская проповедь немыслима без некоторого повествования о жизни ее Основателя. Апостолы с самых первых дней должны были рассказывать о своем Учителе, напоминать о Нем тем, которые знали Его, и возвещать о Нем никогда не видевшим Его. Из этого устного и, естественно, неодинакового евангелия должны были с ранних пор произойти различные и, в свою очередь, неполные редакции, которые, комбинируясь между собой и передаваясь через более или менее многочисленные посредства, образовали в конце концов три текста, которые мы называем синоптическими».
Вопрос о принадлежности 4-го Евангелия апостолу Иоанну Зеведееву Дюшен считал «весьма спорным». Древнейшими памятниками священной новозаветной письменности он признавал послания апостола Павла (между 53 и 62 гг.), за исключением *Пастырских посланий, которые он относил к более позднему времени. В суждениях об авторе Апокалипсиса Дюшен предпочитал держаться древнего предания, приписывавшего его Иоанну Зеведееву, однако не закрывал глаза и на трудности, которые возникают в связи с этим вопросом. Возражая тем, кто, ссылаясь на учение о Логосе, видел в 4-м Евангелии продукт *эллинизма, Дюшен замечает, что «Логос встречается также и в Апокалипсисе, т. е. в самой неалександрийской книге, которую только можно себе представить».
♦ Библиографию трудов Дюшена см. в предисловии к русскому изданию его книги и в книге: Gabrol F., Monseigneur Louis Duchesne. Son oeuvre historique, «Journal of Theological Studies», Oxf., 1922/1923, v.24, p.253–282.
• СИЭ, т.5; Enc.Kat., t.4, s.304; ODCC, p.429.