прот. Александр Мень

Источник

Декало́г

Декало́г (греч. Δεκάλογος – Десятословие), десять Моисеевых заповедей. Само слово Декалог является переводом еврейского наименования заповедей – הרברים עשרח, асе́рет ха-девари́м (Исх.34:28), «десять слов», которые были написаны «на скрижалях» как «слова Завета». Еще до конца 18 в. предпринимались попытки отождествить Декалог с культовыми заповедями Исх.34:14–26, но эти попытки успеха не имели, поскольку в *ритуальном декалоге отражен оседлый образ жизни (ст. 22, 26).

Общепризнано, что Декалог – это те заповеди, которые мы находим в Исх.20:1–17 и Втор.5:6–21. Среди внебиблейских текстов Моисеева и домоисеева времени существуют параллели Декалога (в т.ч. в египетской «Книге мертвых»), однако все они сочетают нравственные заповеди со сложным магическим ритуалом (см.: Повесть Петеисе III, в книге: Древнеегипетская проза, М., 1978). Исключительный характер богооткровенных заповедей Декалога заключается в том, что он связывает служение Богу не с обрядами, а с фундаментальными этическими нормами. В этом смысле Декалог не имеет аналогий в рамках своего времени. Вместе с древнейшим Моисеевым исповеданием веры (Втор.6:4–5) Декалог выражает самую суть вероучения Ветхого Завета – того, что в нем есть непреходящего. Поэтому Христос Спаситель освящает Своим авторитетом Декалог, сводя его к двум главнейшим заповедям: любви к Богу и любви к человеку (Мк.12:28–31; ср. Мф.22:35–40). Согласно апостолу Павлу, 5–10-е речения Декалога «заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим.13:9). Иными словами, закон скрижалей содержит ядро *этического монотеизма.

Представители школы *Велльхаузена, исходя из своей эволюционистской концепции, пытались доказать, что Декалог мог возникнуть лишь в эпоху пророков. Но, как показал Р.*Киттель, этот вывод покоится лишь на предубеждении, будто этический монотеизм не мог существовать в столь раннее время. Анализируя особенности Декалога, Р. Киттель и другие библеисты (*Брайт, *Менденхол, *Роули) привели многочисленные доказательства, что его происхождение связано с Моисеем. Пророки действительно исходили из учения Декалога, но они никогда не считали, что это учение открыто им впервые («отвергли закон Господень», буквально «Тору Яхве» – Ам.2:4; «написал Я ему важные законы Мои, но они сочтены им как бы чужие» –Ос.8:12; «О, человек! Сказано тебе, что́ – добро и чего требует от тебя Господь» – Мих.6:8).

Декалог не несет следов земледельческого быта. Что же касается субботы, то, как замечает Р. Киттель, «и кочующему пастуху известно немало занятий, которые он может в тот или иной день выполнять или не выполнять». По словам Дж.Брайта, Десять заповедей «представляют собой основной и первоначальный элемент веры Израиля». Такие принципы, как Завет, обетование, историзм Библии и запрет изображать Божество, не были порождением ветхозаветной Церкви, а сами формировали ее.

Согласно гипотезе Г.Роули, заповеди Исх.34 существовали еще до Синайского законодательства, которое дало *этический Декалог. «Переход от первоначального Десятословия к Десятословию этическому, – пишет ученый, – естественно следует связывать с некой выдающейся личностью, и этой личности более, чем любая другая из известных нам фигур, соответствует Моисей».

Если сравнить версии Декалога в Книге Исхода и в Книге Второзакония, то становится очевидным, что они различаются не по существу, а по дополнениям. «Следует предположить, – писал библеист Московской Духовной академии *Жданов, – что в том и другом случае пояснительные слова вставлены». Однако это не может ставить под сомнение каноничность обоих текстов, т. е. и дополнения, сделанные после Моисея, входят в состав книг, признанных Церковью боговдохновенными.

Порядковое разделение заповедей Декалога не одинаково в западной и восточной церковных традициях. На Западе, начиная с блж.*Августина, заповедь (Исх.20:2–3) соединяется с (Исх 20:4), а в (Исх 20:17) слова «не желай жены ближнего твоего» выделены в отдельную (9-ю) заповедь. Восточная же традиция считает (Исх.20:4) (запрет изображений) особой (2-й) заповедью, а (Исх 20:17) рассматривает как единую (10-ю) заповедь. Это деление современные библеисты признают более обоснованным.

Первоначально Декалог был, вероятно, написан на скрижалях буквами синайского *алфавита. Скрижали хранились в Ковчеге Завета, по крайней мере, до 10 в. до н.э. (Втор.10:5; 3Цар.8:9). Неизвестно, когда был утрачен Ковчег, но во *Второго Храма период он уже не существовал.

Благоговейное отношение к Ковчегу и другим реликвиям Моисеева времени привело к тому, что из страха прикоснуться к скрижалям заповеди Декалога в основном передавали изустно. Этим объясняется то, что к Декалогу были сделаны дополнения.

Новозаветное толкование Декалога мы находим в Нагорной проповеди Христа Спасителя (Мф.5:21–30). По словам свт.*Иринея Лионского, Господь «учил не в противность Закону, восполняя (выделение наше. – А. М.) Закон и вкореняя в нас (разнообразную) праведность Закона <...> Он повелевал воздерживаться не только от (дел), запрещенных Законом, но и от пожеланий их» (Против ересей, IV, 13, 1). Однако следует подчеркнуть, что евангельская этика качественно превосходит «запретительную», элементарную этику Декалога. Христос не только призывает «любить ближнего, как самого себя», но и любить врагов (Мф.5:44). Он дает новую заповедь – заповедь о самоотверженной любви, подобной той любви, которую Он имеет к людям (Ин.13:34).

*Жданов А.А., Десятословие, в его книге: Из чтений по Священному Писанию Ветхого Завета, вып.1, Серг. Пос., 1914; Найденов Г., Заповеди Божии и права человека, «Логос», № 15–16; *Фаррар Ф., Голос с Синая, пер. с англ., СПб., 1895; Enc.Kat., t.3, s.1106–1112; Woods Roberts B., Ten Comandments, L., 1966. См. также работы Дж. Брайта, Р.*Киттеля и Дж. Э. Менденхола и статью *Пятикнижие.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle