прот. Александр Мень

Источник

Де Во

Де Во (De Vaux) Ролан, иеромонах (1903–1971), французский католический библеист, археолог, кумрановед. Родился в Париже. Учился в Сорбонне и духовной семинарии. В 1929 стал священником Парижской епархии и вскоре вступил в Доминиканский орден. Тогда же началась его преподавательская деятельность. Вначале занимался проблемой влияния арабов на средневековую культуру Запада. В 1933 был направлен в *Иерусалимскую библейскую школу, и с тех пор его деятельность была тесно связана с ней. Де Во читал там лекции по *библейской археологии, аккадскому языку и *экзегезе Ветхого Завета. В 1945–1965 был директором Иерусалимской библейской школы, одновременно исполняя обязанности редактора «Библейского обозрения» («Revue Biblique»).

В 1961–1963 совместно с К.*Кеньон вел раскопки в Иерусалиме. Принимал активное участие в кумранских исследованиях и в издании рукописей Мертвого моря. Ученый с мировым именем, Де Во состоял членом многочисленных обществ и академий. Ему принадлежит проект Иерусалимской Библии, для которой он подготовил Книгу Бытия (1951) и 1–4 Цар. (1949–1953), а также библейские главы для «Новой Кембриджской истории древнего мира». По словам сотрудника Де Во *Бенуа, «он осуществлял свои исторические исследования и археологические проекты как священник и монах, посвятивший себя служению Богу... Идеалом его жизни оставалась проповедь Иисуса Христа».

Главные труды Де Во носят итоговый характер. Среди них: «Институты древнего Израиля» («Les institutions de l’Ancien d’Israël», vol.1–2, P., 1958– 1960), своего рода энциклопедия, освещающая различные стороны ветхозаветной жизни (семья, социальные и хозяйств. структуры, военные правила, времяисчисление, культ, праздники, обряды и обычаи). К книге приложена обширная библиография. Незаконченным остался труд Де Во «Древняя история Израиля» («Histoire Аncienne d’Israël», vol.1–2, P., 1971–1973), второй том которого вышел уже посмертно. В 1-м томе, который охватывает период до Иисуса Навина, Де Во признавал, что библейские сказания о *патриархах и Исходе записаны значительно позднее самих этих событий, но, в отличие от нем. школы *Альта и *Нота, Де Во не считал, что сказания Быт. и Исх. отражают в большей степени веру Израиля, чем подлинные факты. В то же время он не следовал целиком взглядам американской школы *Олбрайта и *Брайта, которые, по его мнению, слишком прямолинейно толкуют свидетельства Предания. Де Во, однако, учитывал роль *устной традиции, которая существовала задолго до того, как была записана в Библии. Разделы, посвященные истории религии, «представляют большой интерес с богословской точки зрения, ибо дают исключительно ценный материал для разработки библейского богословия с учетом различных библейских преданий и исторических данных» (П.Богарт). Книга Де Во – не только история, но и исчерпывающий справочник по ветхозаветной истории.

Les Patriarches hébreux et les découvertes modernes, RB, 1946–1949; L’archéologie et les manuscrits de la Mer Morte, L., 1961; Les sacrifices de l’Ancien Testament, P., 1964. Список трудов Де Во см. в: Ephemerides theologicae Louanienses, v.40, Louvain, 1964, р.185–190.

*Амусин И.Д., Кумранская община, М.,1983; Богарт П.М., Рецензия на 1-й т. «Древней истории Израиля», «Логос», 1972, № 8; Штоль Г.А., Пещера у Мертвого моря, пер. с нем., М.,1965; Benoit P., Le Père Roland de Vaux, «Lettre de Jérusalem aux amis de l’Êcole Biblique et Archéologique Française», 1971, № 3; NCE, v.16, p.122.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle