Двух исто́чников тео́рия
Двух исто́чников тео́рия – одна из наиболее распространенных теорий о происхождении *синоптических Евангелий и об их *источниках. Еще блж.*Августин отметил многочисленные, подчас буквальные совпадения у первых трех евангелистов и объяснил это взаимозависимостью священных авторов друг от друга. Впоследствии экзегеты предпочли искать другое решение вопроса. Было отмечено, что Мк. почти целиком входит в Мф. и во многом отражен в Лк. (около .630 стихов из 675). Кроме того, Мк. представлялся более «непосредственным». Из этого сделали вывод, что Мк. был первоисточником для Мф. и Лк. Но у первого и третьего евангелистов есть много такого, чего нет в Мк. (иногда общего для обоих, иногда независимого).
В 1832 *Шлейермахер предположил, что авторы Мф. и Лк. пользовались вторым, кроме Мк., источником – логиями Христовыми (условное обозначение Q, от нем. Quelle – источник). Следовательно, происхождение синоптиков могло иметь такой вид:
Наиболее тщательно Двух источников теория была обоснована Г.*Хольцманном. С различными модификациями она сохранила свое влияние до наших дней. Однако при кажущейся простоте теория Двух источников теория встречает ряд трудностей, что вызывает к жизни другие гипотезы (см. статьи: *Квелле; *Четырех источников Евангелий теория; *Синоптическая проблема, раздел 2д).
• Евангелия, НЭС, т.17; *Жебелев С.А., Евангелия канонические и апокрифические, Пг., 1919; *Мережковский Д.С., Иисус Неизвестный, Белград, 1931, т.1; *Троицкий Н.И., О происхождении первых трех канонических Евангелий, Кострома, 1878; Feihe P. und Behm J., Einleitung in das Neue Testament, Heidelberg, 196514; JBC, v.2, p.40; RFIB, v.2; RGG, Bd.2, S.754.