прот. Александр Мень

Источник

Даниелу́

Даниелу́ (Daniélou) Жан, кардинал (1905–1974), французский католический богослов, библеист, историк Церкви. Родился в высококультурной религиозной семье (отец был министром, мать – основательницей педагогического института). Окончил филологический факультет Сорбонны. В молодые годы входил в экуменический кружок Ж.Маритена, в котором участвовали и православные богословы (*Бердяев, *Булгаков). В 24-летнем возрасте Даниелу вступил в Общество Иисусово. Рукоположен в 1938. Интересы Даниелу в этот период были сосредоточены на восточной патристике (его диссертация посвящена свт. *Григорию Нисскому). С 1943 по 1969 занимал должность профессора, затем декана в Парижском католическом институте. Был духовником студентов, основал молодежный кружок по изучению религий. Участвовал в подготовке и работе *Ватиканского II собора, а с 1964 вошел в Секретариат по нехристианским религиям. В 1969 Даниелу был хиротонисан во епископа, получил кардинальское звание и был назначен членом Конгрегации по делам монашествующих. В 1972 стал членом Французской академии.

Как писатель Даниелу отличался необыкновенной плодовитостью и широтой интересов, хотя никогда не отступал от главного направления: богословски осмыслять библейскую и церковную историю. Ему принадлежит исследование по истории христианской Церкви от возникновения ее до 3 в., работы об *Оригене, *Филоне, о святоотеческой мистике в ее связи с платонизмом, очерки христианской историософии, анализ понятий бытия и времени у свт. Григория Нисского, но большая часть его трудов посвящена библеистике.

Библейские труды. В книге «Тайна ожидания» («Le mystère de l’Avent», P., 1948) Даниелу рассматривает духовное соотношение между Ветхим и Новым Заветом. Сущность Завета не в «договоре», а в обетовании Божьем, которое не зависит от человека. Бог верен всегда, даже если люди не верны Ему. Принятие обетования требовало от людей Ветхого Завета готовности пойти на самоотречение, ибо замысел Творца не может быть объят ограниченным сознанием человека. В своей основе Ветхий Завет завершается только в Новом. «Совершенно очевидно, – пишет Даниелу, – что иудаизм был целиком ориентирован на христианство. Но также важно это и по отношению к нехристианским религиям. Они не ложны, но они по существу не полны, не завершены. Вспомним, что нам говорил св. Ириней: Бог вначале приучал человека к некоторым естественным истинам, к известному понятию о Боге. Но эти цивилизации на том и остались, они не вместили полноты Откровения».

Развитие этих мыслей мы находим в книге Даниелу «Святые «язычники» Ветхого Завета» («Les saints païens de l’Ancien Testament», P., 1956), в которой рассмотрены сказания об Авеле, Енохе, древнем финикийском царе Данэле, Ное, Иове, Мелхиседеке. Автор хочет показать на примере этих лиц, что в ветхозаветное время существовало некое универсальное Откровение, явленное не только Израилю.

Даниелу дал одну из первых церковных интерпретаций находок *кумранских текстов в работе «Рукописи Мертвого моря и происхождение христианства» («Les manuscrits de la Mer Morte et les origines du christianisme», P., 1957). В этом исследовании Даниелу показал не только сходство между ессейскими текстами и раннехристианской литературой, но и их глубокое различие. Он отметил следы кумранского влияния у апостола Павла, гностиков, сирийских и римских христиан. Говоря о ессейском Учителе Праведности, Даниелу рассматривает его как ключевую фигуру *междузаветного периода. «Рядом с великими пророками Ветхого Завета и Иоанном Крестителем он появляется как новое связующее звено в подготовке пришествия Христа». Учитель не объявлял себя Мессией, но он верил, что живет в мессианское время. Подводя итог, Даниелу пишет: «Познакомив нас со средой, непосредственно окружавшей зародившееся христианство, кумранские открытия разрешили многие вопросы, на которые экзегеза не могла дать удовлетворительного ответа: характеристика среды, окружавшей Иоанна Крестителя в ранний период его жизни, точная дата Пасхи, происхождение иерархии, словарь понятий св. Иоанна и происхождение гностицизма... Это важное открытие... несомненно, поможет увидеть, в чем именно заключается уникальность и отличительный характер христианства».

Следующей работой Даниелу было «Богословие иудео-христианства» («Théologie du judéo-christianisme», P., 1958). Исследователь скрупулезно изучил все тексты, которые относились к иудео-христианству (как ортодоксальному, так и еретическому), и попытался реконструировать его духовный облик и воззрения. По мнению Даниелу, Вселенская Церковь, преодолевая *иудео-христианство, сохранила некоторые его элементы, подобно тому как молодые церкви афро-азиатского региона неизбежно удерживают нечто из европейского христианского наследия. Эту же тему Даниелу продолжил в исследовании об экзегезе иудео-христианства («études d’exégèse judéo-chrétienne», P., 1966). Книга «Иоанн Креститель, свидетель Агнца» («Jean-Baptiste témoin de l’Agneau», P., 1964), хотя и привлекает исторические данные (в т.ч. о Кумране), носит в большей степени богословский характер и, по признанию самого Даниелу находится в тесной связи с трудом о. С.Булгакова о Крестителе. В небольшой работе «Евангелия Детства» («Les Еvangiles de l’enfance», P., 1967) Д. дает богословскую интерпретацию новозаветных сказаний о Рождестве и детстве Спасителя. Много внимания Даниелу уделял изучению раннехристианской символики и связи Библии с литургической жизнью. В своих работах он учитывал выводы библейской критики, но стоял на традиционной платформе, скептически относясь к модным малообоснованным гипотезам.

LΈglise des apôtres, P., 1970; в рус. пер.: Бог философов, «Логос», 1971, № 4 (здесь же см. библиографию основных трудов Даниелу); Богословие иудео-христианства; Новый взгляд на христианские истоки; Израиль по замыслу Бога; Христианское миссионерство, «Символ», 1983, № 9; Христианское понимание истории; Эсхатологические чаяния, «Символ», 1986, № 16.

Жан Даниелу, «Логос», 1971, №1; его же, «Символ», 1983, № 9; Кубланов М.М., Кумранские открытия и современное богословие, «Ежегодник музея истории религии и атеизма», т.6, М.-Л.,1962; DIC, р.293–294; Enc.Kat., t.3, s.1012–1013; NCE, v.17.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle