прот. Александр Мень

Источник

Го́рский

Го́рский Александр Васильевич, протоиерей (1812–1875), русский православный историк Церкви. Родился в Костроме в семье священника, профессора российской словесности, был воспитан в духе истового благочестия. Учился в духовном училище, затем в Духовной семинарии, откуда благодаря своим выдающимся талантам был досрочно переведен в Московскую Духовную академию. Окончил академию в двадцатилетием возрасте. С 1833 Горский начал преподавать в академии церковную историю, которая тогда включала и библейскую историю. В МДА исполнял должность экстраординарного профессора (с 1837), ординарного профессора (с 1839) и библиотекаря. В 1864 получил степень доктора богословия. Лекции Горского были насыщены богатым материалом, отличались живым, доступным изложением и духом истинной религиозности. «Этот инок-мирянин, с подвижнической жизнью соединявший общительную гуманность и готовность всякому служить своими знаниями и трудами, это было необыкновенное явление» (*Гиляров-Платонов). В 1860 Горский принял сан священника, не вступая в брак.

Научная деятельность Горского как преподавателя, а затем и ректора МДА (1862–1875) проходила под суровым контролем, который осуществлял над академией митрополит *Филарет (Дроздов). Митрополит высоко ценил Горского и постоянно прибегал к его помощи. Вместе с тем он невольно подавлял мягкого и уступчивого по характеру ректора. Последствия этой опеки отмечал, в частности, историк С.М.Соловьев. Горский публиковался сравнительно мало и чаще всего анонимно. Философ Вл.*Соловьев, учившийся у Горского, писал: «При необъятной учености, ясном понимании труднейших вопросов и необыкновенной сердечной доброте, этот превосходный старец носил на себе следы печального гнета – и крайней робости ума, и малоплодности мысли сравнительно с его блестящими дарованиями». В изучении и преподавании церковной истории Горский руководствовался методами *Неандера. Его даже называли «русским Неандером», хотя, как показал А.П.*Лебедев, Горский был вполне самостоятельным ученым.

Академические лекции Горского по Новому Завету были изданы посмертно (Евангельская история, ПТО, ч.26, 1880; ч.27,28, 1881). Как и в трудах архиепископа *Иннокентия (Борисова), в них представлена одна из самых ярких и вдохновенных концепций новозаветной истории в богословской литературе 19 в. За лекциями Горского стоит серьезное и кропотливое изучение источников, которое дает о себе знать на каждой странице. Горский делает лишь общие выводы из предварительных изысканий, но это нисколько не снижает научной, литературной и богословской ценности его лекций. В них можно найти немало тонких наблюдений, глубоких комментариев и смелых (несмотря на положение Горского) выводов. Так, он отмечал, что апостолам не была совершенно чужда мысль о страданиях Мессии, поскольку Иаков и Иоанн согласны были пить чашу страданий с Учителем; отвергал распространенное мнение, будто Иуда-предатель был движим лишь одним корыстолюбием («Кажется, надобно допустить, что Иуда, как и другие апостолы, пришел к Господу с земными видами, с чувственными надеждами. Но потом, скоро в них разочаровавшись, вообще охладел к делу, которым увлекся вначале»).

Стиль лекций, хотя и несколько архаичный, до сих пор не утратил своего обаяния. Поэтическая простота соединялась в них с глубиной богословского размышления. Приводим отрывок, который дает представление о манере изложения Горского Повествуя о гефсиманском борении Господа, он пишет: «Иисус, доселе так мужественный, теперь как бы падает под бременем скорби. Давно ли говорил: ныне прославися Сын Человеческий, – дерзайте, Аз победих мир. Теперь готов молиться Отцу: да мимо идет от него чаша сия. Что же так сильно гнало дух Иисуса и что так скоро изменило Его состояние? Конечно, не одно чувство телесных страданий, ожидавших Его перед смертью, хотя и смерть для праведника не должна быть тяжелее, чем для грешника. Говорят же, что преступник сам ищет наказания для успокоения совести. Телесные страдания выдерживали и обыкновенные люди без волнения. – Но Он умирал, как грешник, носящий на Себе грехи всех».

Протоиерей Г. Флоровский охарактеризовал лекции Горского как «философию новозаветной истории, изложенной с редким проникновением».

Горский много занимался проблемами *церковно-славянского перевода Библии. В течение 13 лет он составлял (совместно с К.И.*Невоструевым) «Описание славянских рукописей Московской синодальной библиотеки» (Отд. 1–3, т.1–5, М., 1855–1917). Издание не было закончено из-за цензурных условий и не дождалось полного опубликования.

Горского высоко ценили в русской исторической науке. Он был почетным членом Московского университета и различных ученых обществ, а Санкт-Петербургский университет присвоил ему степень доктора русской истории. В 1868 за «Описание славянских рукописей... » Горскому была присуждена Ломоносовская премия.

О том, совершал ли Господь Иисус Христос пасху иудейскую на последней вечере Своей с учениками, ПТО, ч.12, 1853; О славянском переводе Пятокнижия Моисеева, исправленном в XV в. по еврейскому тексту, ПТО, ч.19, 1860; Епифаний Кипрский, ПТО, ч.22, 1863; Образование канона священных книг Нового Завета, ПТО, ч. 24, 1871.

*Лебедев А.П., Протоиерей А.В. Горский, ректор и профессор МДА, ВЦ, 1900, №8; ПБЭ, т.4, с.541–550; свящ. Постников П., Очерки жизни и деятельности А.В. Горского, в кн.: У Троицы в Академии, М.,1914 (там же приведена библиография); Хибарин И., Профессор- подвижник, ЖМП, 1954, №10.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle