Вре́мя
Вре́мя в Библии. Если в языческом мировоззрении Время нередко обожествлялось (греч. Κρόνος – титан, отождествляется с наименованием времени – χρόνος), то в Библии оно – основной элемент творения. Бог создал мир во Времени и по отношению к миру Сам действует во Времени Таким образом, Время – не просто хронологическая последовательность событий, а пребывание твари в становлении, в восхождении к высшей цели Домостроительства. Отсюда характерное для Библии понимание мира как движения и Времени как динамичной среды, в которой осуществляется спасение, т. е. приобщение твари к божественному бытию. Этим, в свою очередь, объясняется библейское деление Времени. Оно ориентируется не на строгую хронологию, а на этапы священной истории, которые условно обозначены как «дни» или округленные хронологические отрезки Времени. Первым этапом является миротворение, распадающееся на *Шестоднев. Далее следует историческое Время, разделенное на периоды до Авраама, от Авраама до Моисея, от Моисея до Давида, от Давида до *Плена периода. Периоды включают в себя более короткие подразделы (юбилейные годы, субботние годы, календарно-праздничные циклы, десятилетия, седмицы и т. д.).
Историческое Время должно завершиться Днем Господним, установлением Царства Божьего. В связи с этим среди иудейских комментаторов возникло деление Времени на «мир сей» (евр. הזה העולם, ха-ола́м ха-зэ) и «мир грядущий» (евр. הבא העולם, ха-ола́м ха-ба). Считалось, что с наступлением «мира грядущего» внезапно изменится вся природа тварного мира. Новый Завет внес в эту концепцию учение об эсхатологическом Времени, или «Времени Церкви». По внешним признакам оно остается в русле прежнего Времени, но благодаря явлению Богочеловека сущность истории меняется. Старое Время «мира сего» близко к завершению, к «полноте» (Гал.4:4). Царство Божие «неприметным образом» входит в самый поток Времени, присутствуя в нем как духовная реальность. «Век сей» не исчезает, а находится в противоборстве с «веком грядущим», посеянным в мире, как семя. В этом противоборстве – одна из главных особенностей эсхатологического Времени, которое предваряет последний Суд.
Если сначала апостолы еще ожидали немедленного наступления Царства Божьего в силе и славе (Деян.1:68), то постепенно они осознали, что «Время Церкви» имеет впереди немалое будущее. «Время Церкви» (которое яснее других в Новом Завете осмыслил евангелист Лука) есть Время миссии, т. е. распространения Евангелия, доколе в нее (т. е. в Церковь) не войдет «полнота язычников». Апостол Павел именует минувший «век» временем Закона, который с наступлением эры Мессии теряет свою силу. Мессианская эра, или Время благодати, завершится лишь тогда, когда под воздействием Св. Духа обратится «полное число язычников» (Рим.11:25) и спасется «весь Израиль», сохранившийся в малом «остатке» (Рим.11:5,26). Тогда кончится эсхатологическое Время, наступит новый этап бытия человека и природы (Рим.8:19–21; ср. Ис.11:6–9), и Время как земная история спасения прекратится (Откр.10:6).
Космическое и историческое Время, как и «Время Церкви», существует параллельно с вечностью. В вечности пребывает Бог, Который есть творец Времени, его «начало и конец» («Альфа и Омега», Откр.1:8). Пребывая над Временем, Творец проявляет Себя в нем, и поэтому Он – Тот, «Который есть и был и грядет» (Откр.1:4; см. статью *Имена Божьи). *Откровение является точкой пересечения вечного и временного. Пророк созерцает грядущее Время через вечность. Этим объясняется сокращение хронологической перспективы в пророчествах. В глазах тайновидца Время как бы сжимается, и то, что наступит через многие века, представляется «грядущим вскоре» (мессианские пророчества; Откр). Это особое видение, даруемое человеку Духом Божьим, для Которого «тысяча лет, как день вчерашний» (Пс.89:5). См. статьи: *Историзм Священного Писания; *Эсхатология библейская.
• *Аверинцев С.С., Порядок космоса и порядок истории, в кн.: Поэтика ранневизантийской литературы, М.,1977; *Бердяев Н.А., Смысл истории, Берлин, 1923; СББ,с.193–203; *Cullmann O., Christus und die Zeit, Z., 1946 (англ. пер.: Christ and Time, L., 1951); Herrmann S., Time and History, Nashville, 1981; Marsh J., The Fullness of Time, L.-N.Y., 1952; NCE, v.14, p. 162; *Tresmontant C., Essai sur la pensée hebraïque, P., 1953.