Вре́де
Вре́де (Wrede) Вильям (1859–1906), немецкий исследователь Нового Завета, близкий к идеям *либерально-протестантской школы экзегезы. Учился в Геттингене, где потом получил должность инспектора богословской школы. В 1893 – 1906 профессор Нового Завета в университетете Бреслау. А.*Швейцер включает Вреде в список авторов 18–19 вв., пытавшихся дать реконструкцию жизни и учения *«исторического Иисуса». Вреде утверждал, что для понимания Евангелия необходимо изучать не только канонические книги Ветхого Завета, но и весь имеющийся корпус иудейской письменности и те эллинистические влияния, которые в ней отразились. «Именно иудейство, – писал он, – а не просто Ветхий Завет, является, с точки зрения религиозной истории, фундаментом христианства».
В широко известной работе «Мессианская тайна в Евангелиях» («Messiasgeheimnis in Evangelien», Gött., 1901) Вреде впервые подверг критике оценку Евангелия от Марка как непосредственного и достоверного свидетельства о жизни Христа, каковым его считали сторонники *двух источников теории. Вреде справедливо отметил, что в этом Евангелии мы имеем не просто воспоминания (хотя Вреде признает, что в нем можно найти «следы» воспоминаний апостола Петра), но что это Евангелие написано уже в свете *христологии ранней Церкви. Из этого факта Вреде сделал весьма спорный вывод: «Евангелие Марка относится к истории догматов», и все, что в нем касается христологии, есть «наносные пласты». По мнению Вреде, «задача науки – где только возможно – счистить их». Будучи сторонником *рационализма в библеистике, Вреде полагал, что Иисус не мог предсказать Своих страданий. По мнению Вреде, Иисус не объявлял Себя Мессией; таковым Его признали ученики в послепасхальный период. Вреде строил всю свою теорию на идее послепасхального мессианства, однако не мог дать удовлетворительного объяснения, каким образом оно возникло. Вслед за *Штраусом он рассматривал повествование о Христе в Евангелиях как сплетение фактов Его жизни и черт, заимствованных из мессианских верований той эпохи. «Это изложение идеи, а не исторического развития», – писал он. Чтобы согласовать свою веру в мессианство Иисуса с тем, что Сам Он не считал Себя Мессией, апостол Марк, по мнению Вреде, якобы и изобрел «мессианскую тайну», т. е. всюду подчеркивал нежелание Иисуса открывать Свое мессианство. Между тем в контексте евангельской истории сама «мессианская тайна» вполне может быть понята и без неприемлемой для христианского сознания гипотезы Вреде. Христос, действуя иначе, чем Мессия народных поверий, сначала должен был заявить о Себе как об Учителе. И лишь тогда, когда Он был отвергнут даже в этом качестве, накануне Своих Страстей Он открыто провозгласил Себя Мессией.
В небольшой, но имевшей резонанс книге «Павел» («Paulus», Halle, 1904; рус. пер.: М., 1907) Вреде ярко обрисовал личность и жизнь апостола язычников, но отверг какую бы то ни было преемственность между учением Христа и учением Павла и в связи с этим поставил вопрос: откуда апостол Павел черпал свою веру? Не признавая христианского учения о мистическом присутствии Христа в мире после Его Воскресения, Вреде вынужден был искать внешние источники для «павлинизма», и ему казалось, что он нашел их в иудейско-гностическом мифе о небесном Спасителе. «Павел, – утверждал Вреде, – верил в подобное небесное существо, в Божественного Христа прежде, чем он уверовал в Иисуса». Однако эта гипотеза, столь популярная среди богословов *религиозно-исторической школы и позднее повлиявшая на экзегезу *Бультмана, не имеет основания в древних дохристианских источниках. Одним из результатов работы Вреде. явилось стремление комментаторов уделять больше внимания богословию самих евангелистов, а не считать их простыми механическими компиляторами. Эта тенденция повлияла на формирование *«истории редакций» школы.
♦ Die Echtheit des zweiten Thessalonicherbriefs, Lpz., 1903; в рус. пер.: Происхождение книг Нового Завета: Публичные лекции, М., 1908.
• RGG, Bd.6, S.1822; Schweitzer. GLJF, S.368–389; ODCC, p.1501.