прот. Александр Мень

Источник

Васи́лий

Васи́лий (Дмитрий Иванович Богдашевский), архиепископ (1861–1933), русский православный церковный писатель, экзегет. Родился в семье священника Волынской епархии. Учился в Волынской Духовной семинарии. Окончил Киевскую Духовную академию (1886), где в 1902 стал экстраординарным профессором, а в 1905 ординарным профессором кафедры Священного Писания Нового Завета. С 1915 почетный член Петроградской и Казанской Духовных академий. Овдовев, принял монашество (1913) с именем Василий и был хиротонисан во епископа. С 1925 архиепископ. В 20-е гг. Василий выступал как решительный противник «обновленчества» и других расколов. Скончался в Киеве.

Глубокий знаток древних языков, Василий был основательно знаком с западной. литературой по Новому Завету. О своих принципах работы Василий писал: «При внимательном изучении обширной западной литературы... нашими всегдашними руководителями в решении труднейших исагогических и экзегетических вопросов были отцы и учители Церкви». По словам Василия, он «больше всего чужд какого бы то ни было так модного теперь оригинальничанья и везде старался держаться строго научной положительной точки зрения, оправдываемой историческим церковным преданием».

В своей магистерской работе «Лжеучители, обличаемые в Первом послании апостола Иоанна» (К., 1890) Василий поставил вопрос, который и поныне остается спорным в новозаветной науке: каков был характер первых ересей, волновавших христианство на исходе 1 в.? По мнению Василия эти лжеучения носили преимущественно гностический характер.

Докторская диссертация «Послание св. апостола Павла к Ефесянам. Исагогико-экзегетическо исследование» (К., 1904) построена не только на переработке всей предшествующей литературы по данному вопросу, но и на сличении десятков рукописей Нового Завета из библиотек С.-Петербурга, Москвы и Киева. Книга делится на две части: в первой рассмотрено происхождение Послания к Ефесянам, а во второй дан подробный к нему комментарий. Первая часть является наиб. полным в русской библеистике того времени сводом мнений об адресате послания и его датировке. Василий убедительно защищает подлинность Послания, полемизируя с теми, кто отрицал, что оно было адресовано эфесским христианам.

Другой крупной работой Василия является книга «Евангелие от Матфея. Критико-экзегетическое исследование» (К., 1915). Она построена так же, как и труд о Послании к Ефесянам, т. е. сначала дается обстоятельный разбор исагогических теорий, а затем толкование Евангелия. В отличие от большинства современных ему авторов Василий считал, что оригинальным языком Евангелия от Матфея был не *арамейский, а *древнееврейский. Эта точка зрения благодаря обнаруженным кумранским текстам находит сегодня все больше сторонников.

Василий был необычайно плодовитым писателем: перечень его трудов включает десятки наименований.

Объяснительные замечания к наиб. трудным местам Соборного посл. св. ап. Иакова, К., 1894; Закон и Евангелие, К., 1899; О Евангелиях и евангельской истории, К., 1902; К изучению кн. Деяний апостольских. Рец. [на кн.: Артоболевский И. Первое путешествие св. ап. Павла с проповедью Евангелия..., Серг. Пос., 1900], К., 1902; Неповрежденность Послания св. ап. Павла к Римлянам, ТКДА, 1904, №6; Тайная вечеря Господа нашего Иисуса Христа, К., 1906; Пасха страданий Христа Спасителя, ТКДА, 1915, янв.; О личности св. ап. Павла, К., 1906; Послание св. ап. Иакова, ТКДА, 1907, №10–11; Послание св. ап. Иуды, ТКДА, 1908, № 11; Послание св. ап. Павла к Евреям, ТКДА, 1905, №3; Критические этюды по Новому Завету, ТКДА, 1908, № 4; Второе Соборное послание св. ап. Петра, ТКДА, 1908, №7; Исторический характер кн. Деяний апостольских, ТКДА, 1909, №11; Об источниках книги Деяний апостольских, ТКДА, 1910, №10; Экзегетические заметки, вып.1–6, К., 1904–1910; Рец. [на кн.: Баженов И. Характеристика Четвертого Евангелия со стороны содержания и языка в связи с вопросом о происхождении Евангелия, Каз., 1907], ТКДА, 1910, № 9; Опыты по изучению Священного Писания Нового Завета, вып.1–2, К., 1909–1911; К изъяснению Первого послания св. ап. Павла к Коринфянам, ТКДА, 1911, №4,5; Хронология книги Деяний апостольских, ТКДА, 1911, №1; Вход Господень в Иерусалим по сказанию св. евангелистов, СПб., 1911; Отношение ко Христу Спасителю книжников и фарисеев, ТКДА, 1912, №5; Христос Спаситель в окрестностях Вифсаиды Юлии, ТКДА, 1913, №1; Христос Спаситель в земле Геннисаретской, в пределах Тира и Сидона и в Десятиградии, ТКДА, 1913, №3; Христос Спаситель в Гефсимании, К., 1913; Христос Спаситель в пределах Магдалинских, в Вифсаиде и в окрестностях Кесарии Филипповой, ТКДА, 1913, №7/8; Последнее пребывание Христа Спасителя в Галилее: (Мф.17:1–18:35) и паралл., ТКДА, 1913, № 10,11;

Последние путешествия Христа Спасителя в Иерусалим: (Мф.19:1–20:34; Мк.10:152; Лк.18:15–19, 28), ТКДА, 1914, №1,3; Воскресение Христа Спасителя и явления Воскресшего. Вознесение Господа на небо: (Лк 24:50–53; Деян.1:9–12; Мк.16:19), ТКДА, 1915, №5; К изъяснению (Ин.3:1–6), ТКДА, 1917, №3/8; Неповрежденность Четвертого Евангелия, ТКДА, 1917, №9/12.

Мануил. РПИ, т.2; ПБЭ, т.2, с.727–729.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle