прот. Александр Мень

Источник

Варна́вы посла́ние

Варна́вы посла́ние, *апокриф, который иногда включался в канон Нового Завета. В *Синайском кодексе он помещен после Апокалипсиса. Самый поздний манускрипт Нового Завета с посланием Варнавы относится к 11 в. (Иерусалимский кодекс). Уже *Евсевий Кесарийский относит Послание к разряду спорных (Церк. история, III, 25, 4; VI, 14, 1), а блж.*Иероним окончательно признал его апокрифическим (О знаменитых мужах, 6). Послание Варнавы делится на две части: вероучительную (1–17) и назидательную (18–21). Первая часть направлена против сохранения в Церкви ветхозаветных обычаев. Вся история и установления Ветхого Завета объяснены аллегорически. Еврейский народ исключается из истории Домостроительства; все обетования, относящиеся к нему, связываются только с Церковью Нового Завета. Моисей принял Завет, а «право народа наследия» получили только христиане. *Шестоднев толкуется как шесть тысяч лет; обличение пророками формального благочестия интерпретируется как полное отрицание самого внешнего культа. Примечательно, что во второй части явно прослеживается влияние учения кумранитов (два пути: путь света и путь тьмы; см. статью *Кумран), которое могло проникнуть в послание Варнавы через *Дидахе.

Вопрос об авторе и дате Послания горячо дебатировался в 19 в. Если *Неандер и *Гарнак решительно отказывались признавать его автором апостола Варнаву, то патролог протоиерей П.Преображенский защищал его авторство. Архиепископ *Филарет (Гумилевский) высказывался более осторожно, хотя и склонялся к мысли о подлинности Послания. Последним словом православной науки было мнение патролога И.В.Попова, который опроверг принадлежность Послания Варнаве и датировал его 130 г. Эта дата сейчас общепризнана в церковной историографии.

Аргументы против авторства апостола Варнавы следующие:

1. В самом памятнике автор не назван по имени.

2. Автор уничижительно отзывается об апостолах, чего нельзя ждать от Варнавы, сотрудника Павла.

3. «В описания иудейских обрядов он вносит такие добавления, неточности и ошибки, каких не мог допустить апостол Варнава, левит по происхождению, долго проживший в Иерусалиме» (И. В. Попов).

4. Общая концепция послания Варнавы мало соответствует тому, что известно о Варнаве, и исповедует взгляд на Ветхий Завет более радикальный, чем даже у апостола Павла.

5. Аллегорическое толкование Писания стало проникать в Церковь лишь во 2 в.

6. Автор говорит о себе и о своих читателях как о людях, для которых обращение к Закону было бы прозелитизмом; между тем Варнава, являясь одним из руководителей Иерусалимской церкви, не мог так говорить.

7. Автор знает о разрушении Храма в 70.

8. «Автор относится с полным отрицанием к букве Ветхого Завета и признает его буквальное понимание делом сатаны. Эта точка зрения близко соприкасается с гностицизмом» (И.В.Попов).

Эти и другие соображения позволяют сделать вывод, что послание Варнавы является александрийским памятником, который отражает период окончательного разрыва между иудейством и христианством и имеет полугностический характер.

Писания Мужей апостольских, в рус. пер. с введением и примечанием к ним прот.П.Преображенского, СПб., 18952.

Архим. Киприан (Керн), Послание Псевдо-Варнавы, «Вестник РХД», № 151, 1987; Попов И. В., Конспект лекций по патрологии, Серг. Пос., 19163; The Didache; The Epistle of Barnabas, Newly Tr., and Annot. by J. A. Kleist, Westminster, 1948.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle