прот. Александр Мень

Источник

Буама́р

Буама́р (Boismard) Мари Эмиль, иеромонах (1916–2004), французский католический специалист по Новому Завету. Родился в Сейше. Получив высшее образование, вступил в Доминиканский орден. Преподавал экзегетику Нового Завета в университете Фрайбурга (Швейцария) в 1950–1953 и в *Иерусалимской библейской школе (1948–50, 1953–1993).

Главная работа Буамара – комментарий к Евангелиям, который вошел в трехтомный труд, изданный им в сотрудничестве с *Бенуа: «Синопсис четырех Евангелий» («Synopsis des Quatre Еvangiles en français avec parallèles des Apocryphes et des Pères», vol. 1–2, P., 1965–72). Буамар излагает свою гипотезу возникновения Евангелий, которая, по его мнению, более соответствует современным данным, чем *двух источников теория.

Согласно Буамару, в основе канонических Евангелий лежат четыре первоначальных документа. Первый (документ А) происходит из Палестины. Это простые и конкретные рассказы о Христе. Документ В отражает переосмысление документа А в языко-христианской среде, но с сохранением изначального характера и строя текста. Документ С также отражает одну из самых ранних палестинских традиций. Наличие такого независимого предания можно обнаружить в Евангелии от Марка. Документ С служит источником и для Мф, Лк, Ин. И, наконец, четвертый документ, который Буамар обозначает, следуя теории двух источников, Q (*Квелле). По старой гипотезе, Q содержал изречения Спасителя (*Логии), вошедшие в Мф и Лк, но отсутствующие в Мк. Согласно предположению Буамара, авторы Евангелий от Матфея и Луки независимы друг от друга, а Q мог содержать многообразные тексты. Как замечает *Харрингтон, взгляд Буамара на Q «менее жесткий, чем в теории двух источников». На основе указанных документов были написаны более цельные евангельские тексты, которые, в свою очередь, послужили основой для евангелистов. Последние были т.о. редакторами бережно сохраненного Предания. Все три фазы охватывают около четырех десятилетий. Буамар подробно обосновывает свою гипотезу и суммирует ее в следующей схеме.

Буамар внес большой вклад в *текстуальную критику Нового Завета, сравнивая различные переводы, манускрипты и цитаты из Писания у отцов Церкви. Он вычленил наиболее краткий текст, который считает самым близким к первоначальному (RB, 1957, №164, p.365–367).

Le Prologue de saint Jean, P., 1953; Du baptême à Cana, P., 1956; L’Apocalypse, RFIB, t. 2; Quatre hymnes baptismales dans la Première Epître de Pierre, P., 1961; La vie des Evangiles, P., 1980 (in coll. A. Lamouille).

WBSA, p.25.


Источник: Библиологический словарь / Протоиер. Александр Мень. - Москва : Фонд им. Александра Меня, 2002. – В 3-х том. / Т. 1: А-И. - 2002 - 602, [5] с. ISBN 5-89831-026-6

Комментарии для сайта Cackle