Брат
I. В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ слово Б. употребляется в различных значениях:
1) в значении «родной брат», когда дети имеют общих родителей – отца и мать (Быт. 4:8), или только отца (Быт. 42:15), или только мать;
2) в значении кровного родственника, напр. в Быт. 14 племянник Авраама Лот назван его Б. (в Синод. пер. – «сродником»);
3) Б. иногда называют представителей одного народа или колена (Исх. 2:11; Числ. 8:26);
4) Б. также называют представителей родств. народов (Втор. 23:7);
5) Б. может быть назван друг (2Цар. 1:26), собрат по цар. званию (3Цар. 20:32) или просто ближний (Лев. 19:17);
6) слово Б. указывает также на схожесть судеб или характеров (Иов. 30:29; Притч. 18:9).
II. В НОВОМ ЗАВЕТЕ слово Б. означает родного брата (напр., Мф. 1:2; Мк. 6 и др.), а также, как и в ВЗ, соплеменника-израильтянина (Деян. 3:17; Деян. 7:2; Деян. 13 и особенно в Рим. 9:3). Поскольку Церковь понималась как новый народ Божий, то Б. стали называть и единоверцев-христиан (которые первонач. все были израильтян.: Мф. 21:43; Рим. 11:11; 2Кор. 6:16). С того времени это обозначение относится как к единоплеменникам, так и к единоверцам, напр. в ⇒ Нагорной проповеди (Мф. 5:22.23–48; Мф. 7:3). Но все же чаще (особенно в посланиях) Б. называются именно единоверцы. Слово «брат» наиб. точно отражает родство отдельных членов Церкви, объединенных общей причастностью к Христу, исполненностью Св. Духом и являющихся чадами одного Небесного Отца (Мф. 23:8; 1Петр. 2:17). Но существовали также и «лжебратья» (2Кор. 11:26). Согл. Евр. 2:11, Христос не стыдится называть христиан Своими Б.