Благоволение, благоволить
I. Делая ч.-л., человек поступает в соотв. со своим свободным выбором (Нав. 24:15; Есф. 1:8; Иер. 40:4; 1Кор 7 и след.), он совершает то, что доставляет ему радость или соответствует его желанию (Суд. 14:3; Притч. 16:13; Екк. 11:9). Зная, к чему благоволит человек, можно сделать заключение о его сущности; нередко о глубокой развращенности человека свидетельствует то, что он находит удовольствие в мерзостях (Ис. 66:3), грехе (Рим. 1:32) и неправде (Деян. 8:1; Деян. 12:3).
II. 1) отношения между Богом и человеком определяются тем, насколько человек соответствует тому, чего хочет от него Бог. Господь не благоволит к беззаконию (Пс. 5:5), к человеку, не исполняющему свой обет (Екк. 5:3), отвращающемуся от Него (1Кор 10 и след.; Евр. 10:38) или упорствующему в своем неверии (Евр. 11:6). Господу не угодны жертвоприношения, если они не сопровождаются повиновением (1Цар. 15:22), любовью (Ос. 6:6) и милосердием (Мф. 9:13). Но Бог не хочет и смерти грешника (Иез. 33:11);
2) Бог благоволит ко всем боящимся Его, к уповающим на Его милость (Пс. 146:11), к открывающим себя Его праведности (⇒ Справедливость, праведность), Его миру и радости (Рим 14 и след.), просящим Его Б. (Пс. 142:10; Кол 1 и след.). Он дарит мудрость, разум и радость тому, к кому благоволит (Екк. 2:26), Он примиряет с ним его врагов (Притч. 16:7) и внемлет его молитвам (1Ин. 3:22). Христианин, как раб Иисуса Христа, должен стремиться лишь к тому, к чему благоволит Бог (2Кор. 5:9; Еф. 5:10; Еф. 6:6), он уже не может жить для угождения каким-л. людям (Гал. 1:10; 1Фес. 2:4). Но при этом он должен избегать ненужных раздоров (1Кор 10 и след.), причем следует иметь в виду, что вера в Бога не отменяет повиновения верующего раба своему господину, но, наоборот, требует его (Тит. 2:9). Павел рассматривает как опасность стремление супругов в браке угождать друг другу больше, чем Богу (1Кор. 7:32–34). Бог ожидает, что мы принесем Ему в жертву всю нашу жизнь (Рим. 12:1). кроме того, как богоугодная жертва принимаются благодарение Господу и восхваление Его (Пс 68 и след.; Пс. 118:108; Евр 13 и след.), обращение к Господу с сокруш. сердцем (Пс. 50:19), а также деятельная любовь к ближнему (Флп. 4:18; Евр. 13:16).
III. Посылая в мир Своего Сына, Бог дарует «на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14). Иисус – возлюбленный Сын Божий, к Которому благоволит Его душа; это было предсказано пророком (Ис. 42:1), и Бог подтвердил это при крещении Иисуса (Мф. 3:17) и перед началом Его страстного пути (Мф. 17:5). «Богу было благоугодно, чтобы во Христе обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив чрез Него, Кровию креста Его» (Кол 1 и след.). Бог открыл тайну Своей воли по Своему Б. (Еф 1 и след.), по Своему Б. утаив ее от мудрых и разумных и открыв младенцам (1Кор. 1:21). «Малое стадо», уверовавшее в эту весть, знает, что Царство Небесное дано ему по Божию Б. (Лк. 12:32). Эти люди поняли, что только Божие Б. и милость открыли им глаза на Его Сына (Гал 1 и след.) и что Господь производит в них «и хотение и действие» по Своему Б. (Флп. 2:13; Евр. 13:21).