Черта
В Синод. пер. Ч. назван маленький геогр. знак в евр. письме времен Иисуса, напоминающий крючок или черточку. Его значение сегодня, видимо, уже невозможно установить, возможно, он служил лишь украшением. Говоря, что из Закона «не прейдет ... ни одна черта» (Мф. 5:18; Лк. 16:17), Иисус тем самым отмежевывается от методов книжников и подчеркивает неизменность Божьей воли, сообщ. в библ. откровении. Иуд богословы держались за букву Закона, но одноврем. старались обойти его требования (⇒ Фарисеи), а согл. гематрии (одному из спекулятивных способов толкования Писания), при определ. условиях могли заменять одно слово Библии другим. Из-за такого произвола в обращении с Законом, напр., при особом истолковании Втор. 24:1, муж мог развестись с женой под любым легковесным предлогом, разрушая т.о. Божью заповедь о браке (см. Лк. 16:17.18). Иисус подчеркивает, что Закон, т.е. совершенная воля Божья, должна и будет исполняться. В Царстве Божием праведность зачтется только тем, кто исполнял Божью волю (Мф. 5:18–20), правда, не собств. силами, а как Его творение, созд. во Христе Иисусе на добрые дела (Еф. 2:10).