Хвала, восхвалять
I. Вся Библия исполнена Х. Богу; Х. присутствует во всех библ. книгах, но особенно в хвалебных псалмах, которые чередуются с псалмами философского содержания и плачами. Основное значение евр. глагола яда, переводимого как «восхвалять» («признавать», «подтверждать», тогда как греч. доксадзейн – «восхвалять», «почитать» – соотносится со словами «слава», «честь», «великолепие», «могущество»).
II. В Х. выражается ⇒ благодарность всего творения, и прежде всего человека, за все, что содеял Бог для создания, сохранения и спасения мира (Пс. 39:4; Деян. 4:21). При этом следует отметить, что в ВЗ нет слова с прямым значением благодарности. На Божьи спасительные деяния человек отвечает Х. Восхвалять Бога человек может лишь при жизни, т.к. смерть заглушает и Х. (Пс. 29:10; Пс. 87:11.12; Пс. 113:25.26; Ис. 38:18.19). Если в ВЗ подобное утверждение в большинстве случаев относится исключит. к физич. смерти – Бог желает услышать Х. от людей, живущих на земле, – то уже в Иов. 19:25 можно заметить (а в НЗ это становится совершенно очевидным, см. Флп. 1:21–23; Откр. 7:9–17), что Х. Богу звучит и из уст верующих, призванных Им в Его небесные обители. Именно подобная Х. является отличит. чертой жизни в Боге.
III. Общество верующих (во времена ВЗ – народ израил., а во времена НЗ – Церковь) возносит хвалу Богу на своих ⇒ богослужениях. Здесь Бог присутствует среди Своего народа, здесь Он живет «среди славословий Израиля» (Пс. 21:4; ср. также 2Пар. 5:13.14; Пс. 94:1; Пс. 99:1; Рим. 15:6). Х. возносится Богу и во время жертвоприношения (2Пар. 29:25–31), и даже сама Х. рассматривается в качестве жертвы (Пс. 49:23; Пс. 68:31.32).
IV. Поводом для славословия служат в первую очередь Божьи деяния, приносящие благо народу завета (Исх. 15:1–19; Пс. 104:1; Пс. 134:1) и направляющие историю человечества. Но главной причиной славословия явл. избрание и призвание людей через Христа и во Христе (Еф. 1:3–14). Даже если путь, по которому Бог ведет Свой народ, не всегда легок, Х. все равно не умолкает (Иов. 1:20.21): Бог и «в ночи дает песни» (Иов. 35:10; ср. Деян. 16:25). Х. звучит даже из уст тех, кто познал праведное Божье наказание (Нав. 7:19; Ис. 12:1–6). Бог восхваляется не только за милостивое водительство Своего народа, но и за сотворение мира; там, где оно воспевается, звучит хвалебный гимн (Пс. 28; Пс. 103 и др.), которому вторит вся Вселенная (Иов. 38:7; Пс. 18:2–7; Пс. 144:10; Ис. 42:10–12).
V. Богу возносится Х. не только на земле, но и на небе (Авв. 3:3). Там Его славословят ангелы, все «воинство небесное» (Пс. 102:20.21; Пс. 148; Ис. 6:1–4; Лк. 2:13.14); земная Х. – лишь слабый отблеск небесной славы. Но уже сейчас существует тесная связь между Церковью на земле и ангелами, находящимися перед Божьим престолом, как о том убедительно свидетельствует книга Откровение, в величеств. гимнах которой голоса живущих на земле людей вливаются в небесное славословие (Откр. 4:8–11; Откр. 5:8–14; Откр. 11:15–18; Откр. 12:10–12; Откр. 14:3; Откр. 15:3.4; Откр. 19:1–7).