Урожай, жатва
Урожай, жатва ⇒ Земледелие ⇒ год:
1) Бог в Своей верности людям ежегодно дает им У. (Иер. 5:24) – так, как обещал Он после потопа, заключив союз с Ноем (Быт. 8:22). Его благословение создает благоприятную погоду (своеврем. весенние и осенние дожди) для богатых У. (Лев. 26:3–5; Втор. 11:13–15; Пс. 64:10–14). После опустошений, произведенных ассирийцами, Бог обещает Езекии новый сев и новую жатву на третий год (Ис. 37:30). Благословение Господа, касающееся жатвы, относится ко всем людям без искл. Поэтому сбор полностью всего У. запрещен; оставшееся несобранным предназначается беднякам, пришельцам, вдовам и сиротам (Лев. 19:9; Втор. 24:19–22). Бог слышит жалобу жнецов, которым недоплатили вознаграждение (Иак. 5:4). Радость жатвы и богатство нового У. служит прообразом будущего времени спасения (Ис. 9:3; Ам. 9:13).
2) Наказывая людей, Бог уничтожает У. (Исх. 9:25.31; Иер. 12:13; Иоил. 1:11). Человек, проклятый Господом, посеяв, не собирает У. (Мих. 6:15); его У. достается другим (Иер. 5:17). кроме того, сам суд Божий часто изображается в образе истребленного У. (Ис. 16:9; Иер. 48:32), жатвы (Иер. 51:33; Иоил. 3:13; Откр. 14:15–20) и сбора остатков У. (Иер. 6:9; Иер. 8:13). В НЗ сбор У. часто символизирует последний Суд (Мф. 3:12; Мф. 13:30.39; Мк. 4:29). Иисус рассматривает Свои деяния и дела Своих учеников как жатву Господню, на которой не хватает работников для сбора У. (Мф. 9:37; Ин. 4:35–38);
3) на примере сева и жатвы раскрыты основные законы духовной жизни. Многих библ. авторов волнует вопрос соответствия затрач. труда получ. результатам (Ис. 5:1–7; Лк. 13:6). Что человек посеет, то и пожнет – как доброе, так и злое (Иов. 4:8; Притч. 22:8; Ос. 10:12): плоть рождает тление, а дух – вечную жизнь (Гал. 6:7–9). То же касается и меры: скупой или щедрой будет жатва, зависит от сева (2Кор. 9:6). Сеющий духовное (1Кор. 9:11) должен получать то, в чем он нуждается. Но любой сев связан с умиранием; только пав в землю, семя может принести плод (Ин. 12:24). «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостию» (Пс. 125:5). Ассоциации с севом и жатвой возникают и тогда, когда Павел называет Христа «первенцем из умерших» (1Кор. 15:20). Здесь имеется в виду, что день воскресения (ср. Мф. 28:1) – это тот же день по прошествии субботы, первого дня пресных хлебов, в который ежегодно, в качестве жертвы Богу, приносили священнику первый сноп жатвы (Лев. 23:10). После этого жертвоприношения можно было есть хлеб нового У. (Лев. 23:14);
4) в притчах также говорится о погоде, благоприятной или неблагоприятной для урожая (Притч. 25:13; Притч. 26:1).