Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Убийство

Убийство [евр. рецах]:

1) закон Моисея разграничивал умышленное У. и неумышленное. Человека, преднамеренно ударившего другого так, что тот умирал, предавали смерти. Убийцу не могла спасти даже попытка в соотв. с древним обычаем укрыться в святилище (Исх. 21:12.14). Если же У. происходило непреднамеренно, по стечению обстоят-в, то убийце предписывалось жить в определ. месте, где ему сохранялась жизнь (Исх. 21:12.13) (⇒ Кровная месть ⇒ Города-убежища). Убийца, однако, должен был предстать перед судом, который выяснял, не было ли вражды между ним и убитым (Числ. 35:20–25). Только преднамер. У. в результате нападения признавалось подлинным преступлением (Втор. 19:4–13). В этом случае убийцу ждала смертная казнь (Исх. 21:12; Числ. 35:31). Вместе с тем закон Моисея признавал за человеком право на самооборону. Если человек, застав ночью грабителя или «вора подкапывающего», убивал его, то убившему «кровь не вменялась». Однако если У. происходило после восхода солнца, то оно считалось превышением меры необходимой самообороны (т.к. можно было позвать на помощь или убедиться, вооружен ли грабитель, и т.д.) и кровь вменялась убийце (Исх. 22:2.3);

2) в соотв. с Числ. 35кровь убитого оскверняет землю, и искупление (очищение) можно совершить только пролитием крови самого убийцы (Числ. 35:33). Если убийца был неизвестен, то, чтобы вина не тяготела над землею, надлежало принести особую, искупит., жертву – телицу, которая не была в работе и на которую не возлагали ярма (Втор. 21:1–9). Это же касалось и У., совершенного на войне (даже если участие в битве было предписано Господом), оно делало человека нечистым, и он нуждался в искуплении (Числ. 31:19–24). Согл. 1Пар. 22:8–10; 1Пар. 28:3, кровь, пролитая Давидом во время сражений, послужила препятствием тому, чтобы он возвел храм Господу;

3) в связи с тем, что уже в предписаниях ВЗ оценка деяния зависит от его замысла, Иисус в НЗ учит, что все внешние проявления деятельности человека обусловлены его внутр. состоянием – тем, что заключено в его сердце. Имеющий злые мысли уже подлежит суду Божьему; гнев и ненависть ведут к У., и даже если У. не происходит, испытывающий эти чувства в полной мере виновен пред Господом (Мф. 5:21.22; Мф. 15:19.20; ср. 1Ин. 3:15). Согл. Откр. 21 и Откр. 22:15, убийцы не наследуют Царства Божиего.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle