Стефан
Стефан [греч. стефанос, «венок», «венец» ]:
1) христианин из Коринфа, домочадцев которого крестил Павел (1Кор. 1:16). Они были первыми верующими в ⇒ Ахаии и посвятили себя служению церкви (1Кор. 16:15). Сам С. входил в число верующих, направленных из Коринфа в Эфес, где в то время находился Павел (1Кор. 16:17);
2) один из семи мужей, избранных в Иерусалиме, чтобы заниматься попечительством об иудеохрист. вдовах, т.е. о вдовах эллинистов; над этими женщинами, говорившими на греч. языке, нависла опасность оказаться обделенными евреями, т.е. иудеохристианами, которые говорили на арам. языке (Деян. 6:1–6). Греч. имя Стефана позволяет предположить, что он сам принадлежал к эллинистам. В пользу его избрания ⇒ служителем (IV) решающую роль сыграло то, что он был исполнен веры и Духа Святого. С. успешно благовествовал в Иерусалиме. Это возбудило ненависть ортодоксальных (не признававших Иисуса Мессией) иудеев-эллинистов, сначала тщетно пытавшихся противостоять ему, а затем выдвинувших лжесвидетелей с надуманным обвинением против С. в том, что он якобы хулил Бога, Моисея и храм.
С. был схвачен и приведен в ⇒ Синедрион (Деян. 6:8–15). Здесь он произнес речь в свою защиту (Деян. 7:1–53), в которой проследил израил. историю вплоть до сооружения храма Соломоном и показал при этом, что в народе Израиля всегда находились люди, противостоявшие Богу. Судьи приговорили С. к смертной казни, и он был побит камнями за пределами города (Деян. 7:54–59). Возможно, здесь имело место стихийная расправа, поскольку без согласия римлян иудеи не имели права подвергать к.-л. смертной казни (Ин. 18:31). Умирающему С. в откровении явилась Божья слава. Его убийство стало началом жестокого гонения на христиан в Иерусалиме (Деян. 8:1) под руководством Савла (⇒ Павел), в результате чего верующие – прежде всего, вероятно, эллинисты – вынуждены были бежать из города. Это гонение имело большое значение для последующих времен: беженцы начали проповедовать Евангелие за пределами Иерусалима, вплоть до Кипра и Антиохии (Деян. 8:1; Деян. 11:19), и их проповедь послужила фундаментом для дальнейшей христианизации Средиземноморья.