Старость
Старость С. – последний отрезок жизни, когда время деторождения уже прошло, хотя Бог может даровать детей и родителям, находящимся в преклонном возрасте (Быт. 21:2.7; Быт. 37:3; Быт. 44:20; Лк. 1:36; Евр. 11:11). Плод всей жизни обнаруживается в обогащенной жизненным опытом мудрости стариков (Пс. 36:25). Тот, кто, подобно Ровоаму, пренебрегает их советом, поступает неразумно и вредит себе (3Цар. 12:6–8). Иоас и Озия тоже пошли своим путем после смерти своих старших советчиков (2Пар. 24:17; 2Пар. 26:5.16). Но наряду с этим в Библии есть и предостережения от переоценки жизненного опыта. Бог может и стариков лишить разума (Иов. 12:20), и тогда их притязания на превосходство в мудрости вызывает смех (Иов. 12:12). Только Дух Божий дает человеку разум (Иов. 32:6–9), и те, кто исполняет Его повеления смолоду, становятся умнее возгордившихся старцев (Пс. 118:100).
Однако при всех обстоятельствах остается неизменной заповедь Господа почитать родителей (Исх. 20:12) и старших, особенно же не пренебрегать состарившейся матерью (Притч. 23:22) и всегда вставать «пред лицем седого» (Лев. 19:32). Часто упоминаемая седина (1Цар. 12:2; Иов. 15:10; Пс. 70:18) представляет собой своего рода венец, естеств. украшение человека (Притч. 16:31; Притч. 20:29). Глупо выглядит стремление не замечать своей седины и С. (это образно сказано в Ос. 7о Ефреме). Павел учил Тимофея относиться к старикам, как к отцам и матерям (1Тим. 5:1); но и они должны быть примером детям и внукам (Тит. 2:2–5) и возвещать им своим поведением могущество Божье (Пс. 70:18). Многочисл. потомство до третьего и четвертого поколений (Быт. 50:23; Иов. 42:16) восхваляется как благословение С. (Притч. 17:6) и даруется в обетованиях (Пс. 127:6). От внуков и правнуков ожидают помощи и заботы в С. (Руф. 4:15; 1Тим. 5:4.8.16). Тот, кто доживает до преклонного возраста, кто входит в гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы (Иов. 5:26), тот умирает «в старости доброй» (Быт. 15:15; Суд. 8:32; 1Пар. 29:28), «престарелый и насыщенный жизнью» (Быт. 25:8; Быт. 35:29; 2Пар. 24:15; Иов. 42:17) и «с миром» (Лк. 2:29).
Состоявшаяся жизнь обозначается словами «престарелый и насыщенный жизнью» (Быт. 25:8; Быт. 35:29; 1Пар. 23:1); но нередко С. сходит в могилу в сердечной боли и печали (Быт. 42:38; Быт. 44:29), не с миром, а в крови (3Цар. 2:6.9). Отсюда молитв. просьба к Богу: «не отвергни меня в старости ... не оставь меня» (Пс. 70:9.18) и Его спасительный ответ: «И до седины вашей Я же буду носить вас» (Ис. 46:4). Старый человек нередко утрачивает способность принимать решения и действовать: так было с Илием в отношении его сыновей (1Цар. 2:22–25), с Давидом при попытке Адонии захватить цар. престол (3Цар. 1:1) и с Соломоном, когда он позволил своим языч. женам склонить свое сердце к иным богам (3Цар. 11:4). И царь в С. может стать неразумным (Екк. 4:13).
Последний период старческой слабости передан в Библии без прикрас (2Цар. 19:35; 3Цар. 1:1–4; Екк. 12:1–5): нередко стариков мучают малодушие и недовольство; они уже не могут ясно отличить добро от зла. Ноги в С. становятся дрожащими и искривленными, подъем в гору и ходьба даже с посохом бывают затруднены (Зах. 8:4). Зубы выпадают, глаза мутнеют или слепнут (Быт. 27:1; Быт. 48:10; 1Цар. 3:2; 3Цар. 14:4; Екк. 12:3; ср., однако, Втор. 34:7). Ослабевают слух и голос, еда и напитки кажутся безвкусными, а сон бежит от стариков. Кровь уже не греет понастоящему, и время жизни окончат. проходит (3Цар. 1:1–4). Тогда наступает время умирать, возвращаться к Богу, Который даровал жизнь (Екк. 12:6.7) и Который Сам есть жизнь.