Стан
I. О местах, где израильтяне разбивали С. после исхода из Египта, ⇒ Переход через пустыню.
II. 1) Библия дает точные сведения о том, как был устроен С. израильтян в период их странствования в пустыне (Числ. 2:1; Числ. 3:23.29.35.38). В центре С. находилась скиния собрания – место присутствия Бога (Числ. 2:2). Вокруг скинии располагались израильтяне – по три колена с каждой из четырех сторон света. С вост. стороны, под знаменем Иуды, размещались колена Иссахара и Завулона; с юж., под знаменем Рувима, – колена Симеона и Гада; с зап., под знаменем Ефрема, – колена Манассии и Вениамина и с сев., под знаменем Дана, – колена Асира и Неффалима. О том, в каком порядке колена выступали на марше, говорится в Числ. 10:11–28. Каждое колено располагалось по семействам (Числ. 2:2). Между шатрами двенадцати колен и скинией собрания разбивали свой С. левиты (Числ. 2:17). Потомки Каафа, на попечении которых находились свящ. предметы, размещались с юж. стороны скинии (Числ. 3:29.31), а гирсоняне (Числ. 3:23–26) и потомки Мерари (Числ. 3:33–37), отвечавшие за перенос скинии и ограды двора, – соотв. с зап. и сев. сторон. Перед входом в скинию собрания, с вост. стороны, разбивали свои шатры Моисей, Аарон и священники (Числ. 3:38);
2) место, где израильтяне должны были разбить С., им указывало облако Господне; оно опускалось и покрывало скинию, а когда поднималось, это было знаком того, что пора отправляться в путь (Числ. 9:15–23). Звуки труб священников служили сигналом к снятию С. (Числ. 10:2.5–8). Впереди, указывая путь, двигался ковчег завета (Числ. 3:33), находившийся под защитой Господа, о даровании которой молился Моисей (Числ. 3:35). Со времени заключения завета израильтяне постоянно – и в С. (Числ. 9:15), и на марше (Числ. 10:34) – наблюдали Божье присутствие в облачном и огненном столпах (Числ. 14:14);
3) присутствие Св. Бога обязывало народ к святости и чистоте (Втор. 23:14). Прокаженные, «осквернившиеся» и др. должны были покинуть С., место общения с Господом (Лев. 13:46; Числ. 5:1–4; Втор. 23:10). Жертва за грех сжигалась вне С. (Исх. 29:14; ср. Евр. 13:11–13); за его пределами совершалось также исполнение смертного приговора (Лев. 24:14). Только очистившись, осквернившиеся могли вновь войти в С. (Числ. 31:19–24). В Евр. 13:13 выход за С. символизирует уход из иуд. общества, совершаемый ради Иисуса Христа.