Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране)

Источник

Сновидение

I. В текстах Библии встречаются рассуждения об обычных человеч. С. (Иов. 20:8; Пс. 72:20; Екк. 5:2.6; Ис. 29:7.8); кроме того, в ней говорится о снах-желаниях (Иер. 23:25; Иер. 29:8–9). Пророки Иеремия и Захария критич. оценивают подобные С. (Иер. 27:9; Зах. 10:2). Во Втор. 13говорится, что тех, кто ложно выдает свои сны за откровения, стремясь этим соблазнить других к отпадению от Бога, ожидают жестокие наказания.

II. 1) Библия также неоднокр. свидетельствует, что через С. Бог дает некоторым людям откровения о настоящем (1Цар. 28:6.15) и будущем (Быт. 37:5). Бог говорит через С. не только со Своим народом, но и с язычниками (Быт. 20:3; Быт. 41:1; Дан. 2:1; Дан. 4:1). Бог дал обетование, что в грядущие времена спасения старцам будут сниться (вещие) сны (Иоил. 2:28). Откровения, получ. через С., распространяются на священноисторич. (Быт. 28:12), политич. (Быт. 41) и личную (Быт. 40:9) сферы. Не всегда значение С. бывает столь ясным как, напр., в Быт. 31:11.13.24; 3Цар. 3:5–15. Многие С. можно понять только после их истолкования. Бог говорит в них образами (Быт. 37:7.9; Быт. 40:9; Суд. 7:13; Дан. 2:1; Дан. 4:1), которые ни один человек не в состоянии истолковать собств. силами. Истолкования также исходят от Бога (Быт. 40:8). Он наделяет отдельных людей способностью истолковывать сны (Иосифа, Даниила, пророков);

2) по сравнению с ВЗ в НЗ С. как средство откровения отступает на второй план. Для сообщения Своей воли Бог использует здесь преимущ. другие способы (ср. Евр. 1:1; Лк. 12:12; Ин. 14:25.26 с Деян. 13:2.4; Деян. 15:28; Деян. 16:6; Деян. 20:28). Ни в одном из посланий ап. Павла нет упоминаний о С. И все же Бог и в новозаветное время использует сны, чтобы объявить о Себе некоторым людям. Однако, в отличие от ВЗ, подобные С. не нуждаются в истолковании. Бог либо Сам говорит открыто и понятно (Мф. 2:12.22), либо с поручением от Него является ангел (Мф. 1:20; Мф. 2:13.19). Видимо, Божье откровение через С. получила однажды и язычница (Мф. 27:19);

3) в Деяниях говорится об откровениях, которые Павел получил ночью; но при этом речь идет о ⇒ видениях (Деян. 16:9; Деян. 18:9), и вопрос о том, бодрствовал при этом апостол или спал (Деян. 23:11; Деян. 27:23), остается открытым.


Источник: Библейская энциклопедия Брокгауза / Ринекер Ф., Майер Г. - М.: Российское Библейское Общество, 1999. - 1120 с.

Комментарии для сайта Cackle