Ахав
Ахав («брат отца», т.е. «весь в отца»):
1) сын и наследник израил. царя Амврия, основателя династии, царствовавший в 874–852 гг. до Р.Х. Время его правления было ознаменовано религ. конфликтами внутри страны и успешной внешнеполит. борьбой за господствующее положение Израиля в Палестине и Сирии. Жена А., деятельная дочь сидонского царя Ефваала Иезавель, склонила мужа к поклонению Ваалу. Почитание тельцов, изготовленных Иеровоамом, должно было в первую очередь заместить собой богослужение в Иерусалимском храме (3Цар 12 и след.) и было задумано не как подмена веры в Яхве, а, скорее, как престол для Господа. Но при А. в Израиле офиц. вводится поклонение чужим богам, что означало открытый вызов Яхве со стороны Ваала. Вдохновительницей поклоняющихся Ваалу была царица Иезавель, а ее противником – пр. ⇒ Илия. А. занимал промежуточную позицию.
Примечат., что известные нам имена трех его детей связаны с именем Яхве: Охозия, Иорам, Гофолия. Но жена А., все более обретая власть над ним, толкала его к злу. А. соорудил в Самарии капище и жертвенник Ваалу и установил истукан Ашеры (3Цар. 16:31–33; в Синод. пер. имя «Ашера» передано как «дубрава»); жертвенники Господу были разрушены, а Его пророки истреблены, за искл. тех ста, которых удалось спасти управляющему дворцом Авдию (3Цар. 18:4; 3Цар. 19:10). Зато 450 пророков Ваала и 400 пророков Ашеры начали творить свое беззаконие в Израиле (3Цар. 18:19). На табличках из слоновой кости, найденных во время раскопок дворца А. в Самарии (3Цар. 22:39), обнаружены изображения чужеземных божеств. (⇒ Мегиддо;)
За поклонение богам плодородия Господь покарал израильтян многолетней засухой и жесточайшим голодом, что было заранее предсказано Илией (3Цар. 17:1). Илия получил от Господа поручение вызвать пророков Ваала и Ашеры на гору Кармил для публичного свершения над ними Божьего суда; только после этого мог пойти дождь. А. согласился на это. В то время как Ваал никак не проявлял себя, ниспосл. Господом огонь поглотил приготовленную для Него жертву всесожжения. Вслед за этим Илия убил «пророков Ваала» (3Цар. 18). Это не было актом мести или фанатизма, а соответствовало древнему праву, согл. которому любая форма отпадения от Яхве каралась смертью (Исх. 22:20; Втор. 13:6–15). А., вероятно, пришел в смятение, но Иезавель не покорилась. Она стала угрожать Илии смертью, и тот был вынужден бежать. На горе Хорив Господь повелевает ему призвать тех, кто должен исполнить Божий суд над А. и Иезавелью: Илия должен помазать Азаила на царство в Сирии, Ииуя – в Израиле, а Елисея – в пророки вместо себя (3Цар. 19:1; пророк совершает только два первых помазания, 4Цар. 8:13; 4Цар 9:2 и след.).
После убийства неправедно осужденного Навуфея Илия еще раз встретился с А. и возвестил ему Божий суд над ним и царицей, а также сообщил о конце его рода. Но поскольку А. совершил покаяние, Господь откладывает исполнение приговора до времени царствования его сына (3Цар. 21).
Введению в Израиле поклонения Ваалу могли способствовать полит. связи страны с Тиром и Сидоном. Восстановление Иерихона (3Цар. 16:34) во время правления А. служило укреплению границы с Моавом. То и другое было противно Господу, но, возможно, это были вынужденные полит. меры для прикрытия флангов в борьбе за господство в регионе, которую А. вел с сир. царем Венададом. Однако не эти меры предосторожности спасли А. от поражения при нападении Венадада. Решающими победами, достигнутыми им при осаде Самарии и год спустя, в открытом сражении при Афеке с превосходящими силами сирийцев, он был обязан не собств. силе, а помощи Господа и указаниям пророка, имя которого не названо. Но А. не сумел воспользоваться плодами этого успеха, позволив, вопреки Господней воле, уговорить себя заключить договор с разгромл. Венададом (3Цар. 20). В 853 г. до Р.Х. вместе с другими царями А. выступил навстречу вторгшемуся ассир. войску ⇒ Салманасара III и участвовал в сражении при Каркаре на р. Оронте, сев. Емафа. По данным ассирийцев, А. присоединился к войску союзников с 2 тыс. боевых колесниц и 10 тыс. пеших воинов, в то время как арамеям (сирийцам) удалось выставить только 1200 колесниц. Сражение не выявило победителя, и ассирийцы отступили.
После трех лет мира, прошедших с момента совместного сражения с ассирийцами, А. все же возобновил воен. действия против дамасского царя. Вместе с иуд. царем Иосафатом, сын которого Иорам был женат на дочери А. Гофолии, он пытался завоевать Рамоф Галаадский. Предостережение пр. Михея не остановило его; и А., переодевшись из предосторожности, вступил в сражение. Но переодевание его не спасло, он был ранен и умер. Его тело привезли в Самарию и там погребли. Когда мыли колесницу царя, то псы лизали его кровь (3Цар. 22:1–38), – так исполнилось слово пр. Илии (3Цар. 21:19). Злой рок А. – его жена Иезавель, совращавшая слишком зависимого от своих чувств царя к отпадению от Бога, к неправедности и насилию. Все его успехи в политике носили временный характер и не могли обелить его от совершенных грехов. Только Божье милосердие хранило его при жизни от суда, который после смерти становится неотвратимым;
2) лжепророк из среды угнанных в Вавилон иудеев, сын Колии. Иеремия предсказал, что он будет казнен вавил. царем (Иер. 29:21–23).